ПРИРОДНЫЕ ТОПОСЫ В ПОЭЗИИ
Н. Б. РУБИНСКОЙ
Наталья Борисовна Рубинская – челябинская поэтесса, член Союза литераторов России, лауреат журналистских и литературных премий, заслуженный работник культуры РФ, музыкант. Литературные способности Н. Б. Рубинской проявились еще в школе. Далее, обучаясь в музыкальном училище и в консерватории, она продолжала заниматься литературой: возглавляла редакционные советы стенгазет, выступала в местной печати в качестве рецензента и обозревателя концертной жизни Свердловска [2]. Одна из наиболее распространённых тем в поэзии Натальи Рубинской – природа.
М. Н. Эпштейн в книге «Природа, мир, тайник вселенной…: Система пейзажных образов в русской поэзии» говорит, что особенность национальной литературы заключается в том, что она представляет собой систему излюбленных, устойчивых мотивов, которые характеризуют её эстетическое своеобразие. Особенностью русской литературы является то, что она до сих пор не изучена в полном объёме, много внимания уделяется типическим образам человека («лишний человек», «маленький человек», «лирический герой» и т. д.), и это отодвигает на второй план значимость природных образов, которые особенно чётко представляют национальную специфику русской литературы [5].
Ах вот какая ты, лирическая героиня Натальи Рубинской
Поэзия Н. Б. Рубинской музыкальна, её лирическая героиня привносит в стихотворения мелодичность своим видением мира и манерой повествования. От неё веет легкостью и самобытностью, но через эти качества просматриваются глубина и серьёзность размышлений. Она склонна к наблюдению и созерцанию, в ней сочетаются живость с размеренностью, яркость восприятия – с гармоничностью отражения образов.
Поэт и писатель Николай Болдырев в предисловии к сборнику стихотворений Н. Б. Рубинской «Бродячая музыка» пишет: «Читая сборник Натальи Рубинской, я вспомнил один свой любимый образ – человека, просто сидящего у раскрытого окна и наблюдающего за садом (не обязательно своим, лучше не своим), просто так вот сидящего и созерцающего в тишине и в кажущейся полной бездеятельности, день за днём. Человека с распахнутыми настежь глазами. Бытийствующего, а не пленённого сутолокой мира. <…> Героиня Рубинской вновь и вновь с великой доверчивостью касается своих травных и водных основ, своей способности почти растворяться в млечности ночных волн. Но это не гедонизм, это, как я уже сказал, почти метафорическая кротость. <…> Вообще же, что-то есть старокитайско-старояпонское в её пейзажно-природных зарисовках, вплоть до манеры их называть: “В январе стою посреди горного озера” или “Разглядываю узоры высоких замороженных волн”» [1].
Также Болдырев отмечает, что женственно-летучая героиня Н. Рубинской живёт в деревне, в рубленом сосновом домике на берегу озера, о чём несложно догадаться. Образ дома у озера предстаёт перед читателем как её мир, соразмерный её душе. Он также говорит о том, что в её сборнике почти отсутствуют «городские» стихотворения, а те, что есть – это «как реминисценции тех диалогов с созерцательной подлинностью, где смиренность вод и растений учит нас возвращению к основности нашего интуитивного сознания» [3].
Ох, как же вы прекрасны, озёрные пейзажи
И действительно, топосы озера и леса – это то, что мы встречаем в стихотворениях Н. Б. Рубинской неоднократно. Взглянем на озёрные пейзажи:
«На остров вились вдоль канала дорожки
и к озеру каменный спад».
«Я – колдунья с певучим котом,
в перелеске живу приозёрном,
под реликтовой кроной узорной…»
«Вон и чайка залётная,
вдруг просверкнувшая в дверь,
от души моей чадной
торопится к озеру сонному».
«В январе стою посреди горного озера».
«А по озеру вон разливается свет,
облака да туманы текут» [3].
М. Н. Эпштейн своей в книге пишет: «В отличие от моря и реки с их бурным волнением или упорным течением, озеро – воплощение тишины и света, пролитого на землю» [5]. Это высказывание весьма точно отражает настроение пейзажной лирики Рубинской и соответствует приведённому выше предисловию Болдырева к сборнику стихотворений поэтессы.
И тихий перелесок – не передать словами!
Сходное ощущение тишины и света передаёт и топос перелеска – небольшого, редкого лесного участка, который отделён от основного массива поляной. Он поддерживает образ уединённости, отделённости:
«Я – колдунья с певучим котом,
в перелеске живу приозёрном,
под реликтовой кроной узорной…»
«Вчера цвели цикорий и репейник,
сегодня перелеска тетрахорд –
камеи скал, холм синий, красный, жёлтый,
всё тонет в полутенях донной мглы» [3].
А вот и лес цветущий, где сосны в ряд судачат
В то же время уединённый перелесок является переходом, связующим звеном с лесом – ещё одним частым топосом в поэзии Натальи Рубинской. В его изображении можно встретить как отдельные названия видов деревьев(берёз, сосен) так и «собирательную» форму(лес в целом):
«Я съем банан и киви,
пойду в зелёный лес,
там сосны-вековухи
сияют до небес.
Меж ними – детки ёлок
и пихточек младых,
но все утопли дружно
в сугробинах седых».
«Сосняк вдруг оккупировали дятлы.
Распугивая зайцев и бельчат».
«Мне явлена сегодня Божья милость:
так поклонилась крупным валунам,
корам берёз, светящимся во глыбких
напластованьях льдов праголубых».
«Толкаются берёзовые тени.
Настали лиственные яблочные дни».
«На пиршество вечерних солнц
уже не поспеваю. Снова
закат, минуя горный лес,
свершает свой балет ледовый».
«Для чего ж тогда мои закаты,
скал граниты розовые – латы
нежного возлюбленного леса?
Для чего левкои в сердце лета?»
«Там пушистые персики и дюшес
перекрикивают конуса кукурузы охряной,
а вдали за базаром виднеется лес,
где идёт дозреванье снадобий пряных».
«Странною иду дорогой:
справа лес, а слева дол.
Повилика-недотрога
обочь свой свивает дом» [3].
Лес в поэзии Н. Б. Рубинской разный: то тихий и задумчивый, молча созерцающий бурлящую в нём и рядом с ним жизнь, то сам активный участник этой жизни, шума, пересудов:
«Родные сосны посудачат:
де, мол, она? – кажись, сама!
Быть лету сказочно удачным!» [3].
Что сквозь литературу мы познаём свой край
Так или иначе, в каждом стихотворении Натальи Рубинской природа выглядит живой: она дышит, находится в непрестанном движении, пронизана переливами света и звуков. Часто при прочтении возникает ощущение, что она не просто призвана создать атмосферу, а является главным героем.
М. Н. Эпштейн писал: «Изучая природу в поэзии, мы учимся постигать поэзию в природе» [5]. Природа в стихотворениях Н. Б. Рубинской необычайно поэтична, а её поэзия, вследствие этого, очень природна. Начав знакомиться с произведениями поэтессы, мы увидим, как «книга природы медленно развернет перед нами свои страницы, отчасти уже исписанные знакомыми строками, отчасти белеющие загадочно в полумраке» [5], и, читая эту книгу сквозь призму поэзии, начнём познавать национальный характер, начнём лучше узнавать себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьева С. Прилепин побывал во «владениях» челябинской поэтессы Натальи Рубинской // URL: https://74.ru/text/gorod/2011/11/01/59034631/ (дата обращения: 15.04.2023).
2. Рубинская Наталья Борисовна // URL: http://litkarta.chelreglib.ru/persons/writers/rubinskaya-natalya-borisovna/ (дата обращения: 15.04.2023).
3. Рубинская Наталья. Бродячая музыка // URL: https://www.rulit.me/books/brodyachaya-muzyka-read-601913-1.html (дата обращения: 15.04.2023).
4. У нас в гостях Н. Б. Рубинская // URL: https://stihi.ru/2014/03/30/7296 (дата обращения: 15.04.2023).
5. Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной…: Система пейзажных образов в русской поэзии: Науч.-попул. – М.: Высш. шк., 1990. – 303 с.