Виртуальный музей писателей
Южного Урала
Семейный нарратив

Семейный нарратив

СЕМЕЙНЫЙ НАРРАТИВ В ТВОРЧЕСТВЕ ИРИНЫ АРГУТИНОЙ

 

Хрупок песочный мир.
Впрочем, какая разница —
мальчик ли виноват
или подружка тоже.
Он отобрал совок
и, убегая, дразнится.
Так убегают миг,
время и память. Позже
так убегает жизнь.

(отрывок из поэмы «Жить!»)

О ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ПИШЕТ ИРИНА АРГУТИНА

Известно, что творческий путь И. М. Аргутиной начался еще в детстве. С семи лет она писала стихи, а в седьмом классе пришла в литобъединение «Алые паруса» при Дворце пионеров.

Ирина Аргутина (справа) в детстве. У родной школы. 1973

«В дальнейшем, основательнее познакомившись с современной российской поэзией и что-то осознав, практически перестала писать – лет на 15» [1].

Возвращение в конце 90-х к творческой жизни было неожиданным. С этого момента и до сих пор Ирина Аргутина неразрывно связана с миром литературы.

Сущность поэзии И. Аргутиной можно выразить двумя словами: «Опыты переживания». Горечь личной утраты (из биографии поэта стоит отметить, что ее муж Вячеслав Аргутин умер от болезни, которую «у нас так и не умеют лечить» [2]) воплотилась во многих ее стихотворениях. Однако несмотря на это, поэт прославляет жизнь со всеми невзгодами, трудностями и неурядицами. Ведь именно «рядом с умным и тонким человеком, понимавшим ее с полуслова и даже без слов, Ирина Аргутина начала всерьез писать стихи» [3]. В центре внимания творчества челябинского поэта – ее собственные мысли, чувства, переживания.

 

Ирина Аргутина с мужем Вячеславом Викторовичем Аргутиным

Характерной чертой лирики И. Аргутиной является автобиографичность. Стихи, написанные про родных, в память о муже и свекре, посвященные сыну – все они являются частичкой самого писателя.

Тема семьи, переходя из произведения в произведение, каждый раз приобретает новые эмоционально-экспрессивные оттенки. Этот эффект может достигаться за счет символизации или мифологизации конкретных событий. Благодаря лирической форме И. Аргутина рассказывает о своей жизни, наделяя стихотворения коннотацией «семейности». Таким образом, в стихах автор систематизирует прошлое, выделяя те моменты, которые обладают каким-либо смыслом и оценочным значением. Этот интерес к семейной истории в свою очередь является частью «самопостроения» личности.

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ МОТИВ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ИРИНЫ АРГУТИНОЙ

В жизни каждого из нас воспоминания имеют большое значение. У поэтов и писателей это нередко становится предметом художественного изображения. Такой процесс воспроизведения информации из памяти и является специфической особенностью лирики И. Аргутиной.

Большая часть творчества Ирины Марковны пропущена через призму семейных реминисценций. Ее художественные произведения построены на основе памяти. Поэт, выделяя моменты и образы, которые являются для нее важными, помещает их в свои стихотворения.

Интерес к этой теме не случаен – это не только личное мироощущение лирического пространства, но и современная актуальная тенденция. И для каждого память разная: для кого-то это память о Родине, а для кого-то – о семье и родных. Эти две основные темы уже очень давно закрепились в русской литературе (как в прозе, так и в поэзии).

Ирина Аргутина с бабушкой, дедом и мамой. 1965

Так как обращенность в прошлое выходит в поэзии И. Аргутиной на первый план, то в соответствующих стихотворениях перед нами не просто предстают мысли и чувства поэта в лице лирического героя, они зашифрованы повествованием, которое образуется благодаря сплетению произведений, отражающих аспекты семейной темы. Отвлеченные образы, конкретные упоминая о себе и близких – все это важно как для рассмотрения особенностей личности И. Аргутиной, так и для анализа ее жизненной истории. Также попытка интегрировать представления об индивидуальной памяти позволяет детально изучить отдельные аспекты.

ПОЧЕМУ ВАЖНЫ ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Автобиографические мотивы пронизывают основную часть творчества И. М. Аргутиной. И это неслучайно, поскольку источником ее лирических воспоминаний стала сама жизнь. Ценность памяти в том, что она в любое время может вернуть нас в прошлое. Однако с возрастом наши воспоминания о самых ранних годах жизни становятся все тусклее. Челябинский поэт и прозаик Ирина Аргутина пытается запечатлеть эти моменты не только в памяти, но и в своем творчестве.

Ирина Аргутина. 1968

В первую очередь необходимо обратиться к лирике, в которой получают осмысление детали детства. Конечно, произведения И. Аргутиной имеют более глубокий смысл, чем просто рассказ о воспоминаниях того времени. Данная тема в стихотворениях проявляется чаще всего на стыке детских воспоминаний с вечными темами жизни и смерти:

«Когда мне было 11 лет, – пишет И. Аргутина в своей автобиографии, – родился брат Михаил. Малыш требовал внимания, а я начала взрослеть: мир внешний, уже более-менее структурированный, стал уходить на задний план. Внутренний мир формировался остро, скрытно, изолированно, волновал и уводил» [4].

Ярким образцом автобиографической поэзии можно назвать поэму «Короткое замыкание»:

Мою мать привезли из роддома — уже со мной —

в эти тридцать квадратов. И если мой

путь земной

начинался от этой печки / от этих стен,

то однажды бы здесь улечься в свою постель —

скрыта дата: и рановато, и не резон,

но когда-то — здесь и увидеть последний сон.

Данным произведением автор хочет донести до читателя, что «жизнь – это очень короткое замыкание». Жизнь и смерть в данных строчках стоят настолько близко, что для читателя они становятся едиными. Автор уравнивает эти темы, ставя их рядом друг с другом: роддом – место, где начинается жизнь; последний сон – отделенность человека от жизни. Такой контраст между детскими воспоминаниями и философскими вопросами придает поэме глубинный смысл.

Другие стихи, которые начинаются строчкой «Баба Оля подпевала Лемешеву на кухне…» поэт тоже строит на личных воспоминаниях:

Баба Оля подпевала Лемешеву на кухне,

под руками горел желток и котлеты пухли –

про златые дни заливалась-пела.

Ей с обедом успеть – до часу, до двух ли.

Образ бабушки в стихотворении – это прямая отсылка к настоящей бабушке Ирины Аргутиной, которую тоже звали Ольгой. Из стихотворения можно сделать вывод, что с ней у автора связаны такие теплые воспоминания, которые она незаметно включает в свою «историю».

Данные стихи «повествуют» о бабушке и внучке, где первая готовит обед на кухне, а вторая рисует «птицу ворону». Внучка – это, конечно, сама Ирина, до замужества – Алтоцкая.

С одной стороны, описываемые события похожи на обычный день из жизни любой семьи, но смысл произведения, как мы понимаем, намного глубже. Это не стихи про маленькую девочку, рисующую, пока взрослые заняты своими делами. Через ее образ и мысли автор показывает свои чувства и переживания. Она таким образом будто рисует себя. И на таком автобиографическом уровне во многом поддерживается творческая судьба поэта.

Детские воспоминания звучат на протяжении всей поэмы «Короткое замыкание», которую Ирина Аргутина посвятила своим родителям – Людмиле Александровне и Марку Лейбовичу Алтоцким. Этот лейтмотив проявляется в стихотворении «Детский альбом», «Парк имени Терешковой» (из цикла «Силы притяжения»).

Метафора жизненного пути в лирике И. Аргутиной вырисовывается через одинокое странствие. Поэт пытается спасти таким образом воспоминания, сохранить их в стихах, рассказав об этом своему кругу читателей. Такое взаимодействие стиховой формы с памятью и организует поэзию И. Аргутиной.

В ЧЕМ ПРИНЦИП СЕМЕЙНОСТИ

Семейная тема в творчестве Ирины Аргутиной является центральной. В первую очередь, это душевные переживания, связанные с утратой любимого мужа, а также разговор с повзрослевшим сыном.

Ирина Аргутина с мужем и сыном. 1996

Так, например, в стихотворении «В траве разбегаются ягоды красной смородины» автор повествует нам о ее счастливых днях, которые они проводили всей семьей в деревне Непряхино на берегу озера Большой Сунукуль (данному озеру также посвящено немало произведений):

Мы бродим у озера. Ветром закатным пропахана

озёрная зыбь, и кувшинки над ней зажжены.

За крохотным пляжем налево – деревня Непряхино,

отдавшая всё, кроме имени и тишины…

Важно отметить, что в начале стихотворения автор использует глаголы настоящего времени: разбегаются ягодыветочка блеститмы бродим. Тем самым поэт создает эффект присутствия, будто это мы идем с ней рядом. Но картина меняется, когда лирическая героиня задает вопрос:

А с этого мостика – помнишь? – когда-то с отцом ловил

на хлеб чебаков и просил меня: «Мам, посоли!»

Из этих строчек мы понимаем, что обращение уже направлено к сыну. И в следующей строфе присутствуют только глаголы прошедшего времени. Здесь она описывает воспоминания, связанные с мужем:

Отец был спокоен и радостен в этом, настоянном

на травах и тысячелистнике мареве дней.

Мы жили в домишке, дощатом, сыром, неустроенном,

почти как в раю – эта правда с годами видней…

Ретроспективные глаголы и их функциональное значение создают соответствующую атмосферу «повествования», а с помощью групп глаголов настоящего времени, прежде всего, автор стремится приблизить описываемые события к читателю во времени.

Так как основу творчества Ирины Марковны Аргутиной составляют воспоминания о семье, то и образы появляются соответствующие. Также автор посвящает своему мужу Вячеславу и сыну Александру поэму «Жить!», стихотворение «Тюльпаны» с подписью «Славе», сборник «Светлой памяти мужа», который носит название «Настоящие птицы».

КАКОЕ МЕСТО ОТВЕДЕНО ДЕТАЛЯМ

Ирина Аргутина «вглядывается в течение жизни, как в след птицы на небе» [5]. Все предметы в ее стихах – кружка на кухне, ванна в кухне, полосатые простыни, гипсовые олени в парке, одинокое дерево, старый двор, дом напротив и т. д. – знаки, вызывающие «синеву воспоминаний».

Ирина Аргутина со своим котом

Так, поэма «Жить!», написанная в мае-июне 2004 года, начинается прологом, в котором отмечается «улица Ловина» (отсылка к тому, что там И. Аргутина живет всю жизнь). В этой поэме тема «жизни» звучит повсюду. Автор в прямом смысле воспевает ее:

Эпилог

Я люблю тебя, жизнь,

И надеюсь, что это взаимно.

<…>

Я люблю тебя. Жизнь.

Без взаимности. И без упрека.

До последнего вздоха.

Стихотворный микроцикл «Силы притяжения» включает в себя всего три произведения, объединенных общими мотивами – автобиографическими. Благодаря влиянию авторских концепций памяти на способы организации автонарратива здесь можно проследить повторяемость не только мотивов, но и проблем, образов. Так, И. Аргутина выносит в центр повествования воспоминания о том месте, где она жила и живет до сих пор:

во дворе, где я родилась,

где и умру…

Из биографии челябинского поэта можно узнать, что на ул. Ловина (ЧТЗ) она живет уже более 40 лет. И из ее стихотворений мы понимаем, что эти родные места – нечто большее, чем просто привязанность. Эти воспоминания не дают ей уехать отсюда. Ирина Аргутина хочет оставить собственные «мемуары» в истории.

Это ее голос звучит в стихотворениях. Лирическая героиня равна автору. Поэт обнажает то личное, что в процессе становится художественным. Она хочет донести до читателя, что жизнь быстротечна. И с нами остаются только наши воспоминания.

Поэтические детали очень важны в стихах И. Аргутиной. Им стоит уделять особое внимание, т. к. они служат ярким раскрытием главной темы, обеспечивая тем самым единство содержания и формы любого произведения.

КАК СЕМЕЙНЫЙ НАРРАТИВ ВЛИЯЕТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ

Обращение к проблематике индивидуальной памяти непосредственно воздействует на повествование, которое формируется в художественных текстах Ирины Аргутиной через эмоции, выраженные в мотиве воспоминаний, бытописания. Стихотворения автобиографического характера создаются не в хронологической последовательности, а выстраиваются по принципу работы ассоциативной памяти. И так как лирика воспроизводит субъективное чувство, то это эмоциональное составляющее, конечно, преобладает перед повествовательными блоками. Таким образом, в стихи нередко встраивается дополнительный материал, который не находит места в содержании воспоминаний.

Стихотворения Ирины Марковны Аргутиной – это ее личный архив, в который она дает заглянуть своим читателям:

«Стихи стараюсь не писать до тех пор, пока это возможно, пока не начинает ныть нерв и жужжать днем и ночью в мозгу какая-то фраза. Тогда приходится сесть за работу. Черновики похожи на битву, смотреть страшно. Результаты бывают разные, неудовлетворительные уничтожаются, некоторые дорабатываются годами. Но когда, наконец, удовлетворяют!.. А за их честность – и за каждое слово – отвечаю» [6].

Это поэзия для избранных, и как говорит сама Ирина Аргутина, если прочитать все ее изданные стихи, то потребности читать биографию не возникнет. Создание такого повествовательного начала в лирике полностью зависит от авторской концепции памяти, поэтому в стихах челябинского поэта и отражаются все ее воспоминания о муже, сыне и о родных.

История подразумевает какие-либо события. Так, события здесь – это отдельные стихотворения. И связь этих явлений (произведений) друг с другом в основе с нарративной организацией излагает нам историю жизни И. М. Аргутиной. Самим автором ценность семейной памяти осмысливается через призму «внутреннего стержня» личности, т. е. ее лирическая автобиография, конечно, в большей степени про нее, чем про семью. Но потому поэзия и отличается сугубо личными впечатлениями, что через них мы можем прочувствовать все настроения поэта в отношении не только своей судьбы, но и, как в данном случае, семьи и семейного союза.

Обращение к этому направлению в творчестве Ирины Аргутиной является актуальным, т. к. поэтом память осмысляется совсем в ином ключе, нежели об этом писали предшествующие авторы.

Ирина Марковна Аргутина – поэт, чье появление в уральской литературе было ярким, стремительным и даже внезапным [7]. Ее имя часто связывают как с автобиографизмом, так и с приемами медитативности, элегизма, интертекстуальности, диалогизма, а также с установкой на продолжение поэтической традиции.

Ирина Аргутина

Написанные в разное время произведения И. Аргутиной выстраиваются в общую концепцию. С каждым выпуском нового сборника можно наблюдать не только устоявшиеся традиции в поэзии автора, но и неожиданные отсылки к другим немаловажным темам творчества.

И. М. Аргутина – поэт «с биографией». И эти упоминания автор включает в свои произведения для того, чтобы мы могли проникнуть в лирический мир поэта и испытать «радость узнавания». Однако у писателя этот процесс чаще всего сопряжен с горечью переживаний:

не беги, не отрывайся, не воспари,

только рвись, как эти простыни на ветру

да слова

о жизни, смерти и о любви…

Семейные воспоминания выступают в лирике И. Аргутиной в форме художественной автоинтерпретации. И для понимания автобиографических истоков важен, конечно, факт потери любимого человека. Этот удар стал непосильной ношей для поэта. В большинстве рассмотренных произведений заметно максимальное размытие границ между автором и лирической героиней. Поэтому многие ее стихотворения объединены одним характером, на котором ясно лежит отблеск судьбы поэта и писателя. Эта трансформация личного внешнего и внутреннего опыта связана с обстоятельствами жизни, которые получили преломление в художественной образности лирических произведений Ирины Аргутиной.