О поэте
Балабан Вадим Анатольевич – уральский поэт. Родился 16 октября 1978 года в городе Троицке Челябинской области.
Первые стихотворения Вадим Балабан начал писать еще в 6 классе. А спустя некоторое время отправил тетрадь своих произведений на городской молодёжный литературный конкурс. Так, в канун нового 1993 года, на странице местной газеты среди стихов других конкурсантов было опубликовано стихотворение и Вадима Балабана. С этого начался творческий путь Вадима Балабана как поэта.
Стихи публиковались в журналах «Урал», «Зинзивер», «Гвидеон», «Василиск», «Плавучий мост», «Вещь», «Белый ворон», «Новая реальность», «Паровозъ», «Южное сияние» и других. Автор сборников стихов «Памятник» (2010), «Стихи. 1998–2013» (Челябинск, Издательство Марины Волковой, 2014, серия «Галерея Уральской Литературы»), «Нулевая Палата» (Кыштым, Мегалит, 2015, серия «Только для своих»). Участник антологий «Современная уральская поэзия. 2004–2011», «Русская поэтическая речь. 2016». Участник проекта «ГУЛ» («Галерея уральской литературы» и «Год уральской литературы»), автопробегов «ГУЛ».
Особенности поэзии Вадима Балабана
Движущее средство поэзии Вадима Балабана – звучность и визуализация. В его поэзии даже паузы имеют свой звук и особую ритмику.
Музыкальность стихотворений особенно заметна при авторском чтении. Но каждый, кто читает стихи Балабана самостоятельно, может отметить для себя, что расположение и длительность его пауз позволяет читать стихотворение с разными интонациями одновременно.
Особенность поэтики уральского поэта в том, что в его произведениях есть мотив движения и зафиксированной протяжённости: «три буквы едут воевать…», «…дном переходит рыбак». А сами стихи благодаря такому эффекту воспринимаются как бесконечное движение: от кого спасается лирический герой или, напротив, кем он ведом на протяжении всей подборки, остаётся загадкой, на которую нет четкого ответа, иногда просто невозможно уследить за меняющимися кадрами.
Мозаичность порой трудно понять, а концовка не всегда имеет мощную энергетику, но при повторном чтении открывается твёрдый и мужественный жест.
Например, стихотворение «предметы двигая в трубе», где рефрен «три буквы едут воевать» не только задаёт особый энергетический посыл, но и отсылает к многообразию смыслов – от самого грубо-очевидного, ассоциируемого с устойчивым выражением «послать на три буквы», до сказки про трёх богатырей и атмосферы детского спектакля.
Вадим Балабан имеет характерные и узнаваемые особенности поэзии: от характерной расфокусировки зрения, позволяющий наблюдать одновременно за множеством предметов и их движением, до игровых стратегий и превосходства звучания над смыслом.
«где поезд выгнутый направо
уводит хроники состава
кричат грачи как басмачи
свой ахтунг-ахтунг из ночи»
Поэзия Челябинска уже вписана в уральский региональный текст, в контекст современной российской литературы, потому что развивает общие для литературной эпохи черты, мотивы, образы, интонацию. Вместе с тем, эта общая интонация современной литературы складывается из ярких индивидуальностей поэтов, каждый из которых имеет собственный опыт осмысления, понимания и проживания жизни, что находит отражение в их творчестве. Эти личные поэтические истории с неповторимо-индивидуальным фокусом взгляда на мир помогают понять настоящее нашей литературы и заглянуть в будущее.
Индивидуальным словарём поэтических образов в стихотворениях Вадима балабана являются пространственные координаты — поле, равнина, небо.
Главной особенностью поэта является не стремление за пределы личностного пространства, а исповедальные интонации, которые иногда используются, сглаживая иронические речевые вставки и благодаря этому иные высказывания в его поэзии, воспринимаются как некое откровение.
«пройдя до половины реки встали
застыв прозрачной головой во льду
…он «ох» поет кровавыми устами
в две тысячи пятнадцатом году…»
В стихотворениях Балабана можно найти интересные смешения лирических форм и даже культур. Например, в стихотворении «Ливийская поминальная».
Стихотворение Вадима Балабана «Ливийская поминальная» находится на стыке двух культур: славянской (на это указывает песенный рефрен «люли-люли») и восточной (льва сожрали шакалы – отсылка к восточным легендам, где шакалы являются воплощением подлости, а лев – это смелый и царственный хищник / пожары ни капли ливня – намек на жаркие пустыни Ливии).
«пойду ль выйду ль я из ливана
в ливию
левиафана держи крепче
ой люли люли муаммара держи крепче отче
дома дыма не зреют не могут очи
всё проходит с утра до ночи»
«Лирический герой произносит молитву о погибшем «Муаммаре» (Каддафи) и новом всепоглощающем Левиафане (Уолл-стрит).
На стихи Вадима Балабана «Ливийская поминальная» был снят клип. Режиссером выступил Ник Медведев, клип был опубликован в 2017 году. Видео расширяет семантический смысл произведения».
Видеопоэтический клип «Ливийская поминальная» Вадима Балабана соединяет в себе визуальную и саунд-поэзию. Зритель погружается в сюрреалистическое пространство сна. Монотонное прочтение стихотворения погружает зрителя/слушателя в транс.
В его стихах особое место отдается образу сна и сновидений. Например, стихотворение «Из природы сна и воды» основными мотивами являются мотив сна, мотив смерти, фатума.
«она спала и вздрагивала может
ей кто-нибудь из местных не поможет
она чертила в воздухе не воду
а лишь чистейшую свою природу»
Стихотворение словно описывает последний предсмертный сон девушки, который качает ее на волнах и медленно тянет в бездну небытия. Ритмическая монотонность словно погружает читателя в транс, сновидение. Этот сон — не предсмертная агония человека, в случае этого стихотворения прослеживается погружение в метафизическое пространство, из которого уже нет возможности вернуться в привычный мир.
Смерть здесь не является трагедией, а существует как переход человека в другое состояние. Известно, что водная стихия имеет свойство порождать и убивать, а также преображать и дарить безмятежность. Основная мысль текста заключается в том, что смерть — это переход в иной, более совершенный мир.
Мотив воды в этом стихотворении дарит читателю ощущение необратимости, фатума и беспомощности человека перед обстоятельствами: «она спала, спадали водопады// листва катилась, разрушались грады// но водолазов не было в округе//одни круги и старые подруги».
Когда человеческая жизнь подходит к концу, становится неважно всё то, что с ним происходило на протяжении всей его жизни: «она спала и больше не проснулась//куда ушла откуда не вернулась//кого искала где остановилась//одна вода и люся испарилась».
Несмотря на то, что стихотворение посвящено теме угасания жизни, оно не погружает читателя в тоску. Торжественность пятистопного ямба, которым написано данное стихотворение, придает повествованию ясность и прямоту.
Визуальность в творчестве поэта
Помимо поэзии и музыки Вадим Балабан занимается фотографией. Фотовыставка Вадима Балабана побывала уже в четырех городах Урала: Каменске-Уральском, Екатеринбурге, Челябинске и Троицке.
С недавних пор в гуманитарных науках появились новые тенденции, связанные с интересом к изучению визуальной культуры.
Одним из ярких представителей визуальной поэзии является уральский поэт — Вадим Балабан.
В поэзии Балабана визуальная сфера является повествовательной и доминантой.
Художественное видение писателя обнаруживается во внимании к мелочам и стремлении к всеохватности зрения, в стереоскопичности образов, постоянном переключении зрительных планов, нерасчлененности зрения со звуковыми и тактильными ощущениями наблюдающего субъекта, в игре оптическими эффектами. Анализ повествовательных приемов, представляющих «зримый мир» на разных уровнях поэтики (пространственном, психологическом, фразеологическом и т.д.) является основой данного исследования.
Стоит отметить, что современная философия и наука в целом ориентируются на новую модель мира: он воспринимается не как текст, а как образ.
По мнению современных ученых, в системе научно-исследовательской мысли обозначился т.н. «визуальный», или «иконический» поворот, который определяют как тенденцию к синтезу вербальных средств и визуальных форм.
Стоит отметить, что Вадим Балабан является истинным визуалом по своему психологическому типу восприятия мира.
Визуалы – это люди, которые в большинстве случаев основываются на информации, приобретенной ими из визуального источника, а именно на той, которая была увидена своими глазами. Поэтому для визуалов крайне важно, чтобы информация находилась в поле их зрения. Для такого человека предоставленная возможность изучить материал посредством его прочтения является наилучшим способ усвоения информации. Только в том случае, когда визуал видит то, что ему необходимо запомнить, он способен по настоящему воспринимать. Зрение и слух у них работают в тандеме, если они не видят то, о чем идет речь, то, следовательно, будто они и не слышат. Люди с доминирующей визуальной системой часто являются хорошими рассказчиками, как правило, они энергичны, подвижны, мобильны, быстро разговаривают, очень нетерпеливы в разговоре и активно жестикулируют, особенно, когда увлечены (так они указывают на мысленные воображаемые образы). Когда визуал что-либо объясняет, он старается продемонстрировать некий образ, возникающий перед его глазами, это что-то сродни описанию картины, причем красочно и детально.
Чаще всего Вадим Балабан использует визуальные эффекты и приемы повествования, которые связаны с предметом созерцания. Пейзажные описания способны перенастраивать видение, изменять позицию, влиять на наблюдателя посредством визуальных эффектов, представляемых зрению.
Визуальная метафора, которая актуализует разрозненные детали и делает их взаимосвязь «видимой» в пространстве текста, т.е. вводит в рассказ авторский ракурс.
Как показывают современные исследования, степень и способы «визуализации» литературного произведения зависят от эпохи, культурной среды и личности конкретного автора. В истории литературы прослеживается смена типов визуальности и моделей зримости. Началом «визуального поворота» большинство ученых считают первую треть ХХ века – время синтеза искусств, активного вторжения визуального в сферу литературы. Новейшие достижения в изучении этого периода связаны с развитием междисциплинарных исследований, способных вывести изучение литературы в широкий культурный контекст. Изучение литературной визуальности включает различные аспекты: в поле зрения исследователей оказываются визуальные образы и мотивы; оптические метафоры и мифологемы; «структуры зрения» и «инструментальное зрение»; субъекты видения (типы наблюдателя); смена и соотношение точек зрения и планов изображения; взаимодействие литературы с визуальными искусствами; соотношение литературных текстов и их сценариев и киноверсий; визуально-графический образ текста.
Эффект одновременного нахождения наблюдателя снаружи и внутри описываемого локуса связан с расширением и сужением поля зрения, приемом переключения повествовательной «точки зрения» (рассказчика и персонажа или наоборот). С эффектом трансформации зрения отчетливо корректирующих приемы восприятия визуальных объектов в момент зеркального отражения. Завершает пейзажное описание у Балабана эффект зрительного потрясения или зачарованности представляемой картиной, он сополагается с приемом сочетания блеска и музыки и приемом достраивания визуального образа до олицетворения, оживления ландшафта.
Вадим Балабан является не только талантливым поэтом, но еще и фотографом. Его фотографии отличаются особым стилем и цветом. Практически каждая фотография Вадима Балабана подвергается обработке.
Коррекция нужна для того, чтобы приблизить сделанное фотоаппаратом изображение к тому, как мы воспринимаем, или хотим представить на снимке окружающий мир.
Коррекция фото в графических редакторах позволяет раскрыть максимальный потенциал, который хранит каждое изображение, независимо от того, на какую технику оно было сделано.
Вадим Балабан использует художественную ретушь фотографий – это различная цветовая коррекция, перевод в черно-белый снимок, имитация старинных фотокарточек, тонирование и другую художественную обработку. Особенно в его творчестве выделяются фотографии в движении, это основной способ обработки его фотографий.
Вадим Балабан использует съемку в движении. Основная суть фотографии в движении заключается в передаче динамики. А если в снимке есть размытие, то это уже не просто фотография, а целая история. Такой повествовательный элемент сделает изображение оригинальным и менее статичным.
Обработка его фотографий является авторской и основана на художественном видении. Как признается сам автор, его фото и стихи это симбиоз его творчества.
У такой обработки нет других законов кроме авторского ощущения и его воплощения особого мира на фотографии.
Стоит отметить тот факт, что все творчество Вадима Балабана, будь то, поэзия, фото или видео — все это всегда мотив движения. Состояние ирреальности, которое заменяет реальный мир на мир хаоса, но этот хаос очень плавный и медленный, как и сами стихи поэта.
Литература
- Арнхейм Р. В защиту визуального мышления // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986
- Гребенщикова А.Г. Поэтика Визуальности в русской прозе 1920–1930-х [Электронный ресурс] / А.Г. Гребенщикова. – URL: http://dspace.univer.kharkov.ua/bitstream/123456789/13467/2/
- Гришакова М. Визуальная поэтика В. Набокова // «Новое литературное обозрение», 2002, № С. 34 – 46.
- Лавлинский С. П. О двух стратегиях художественной репрезентации зримости. К проблеме визуального в литературе // Дискурсивность и художественность: К 60-летию Валерия Игоревича Тюпы: Сборник научных трудов. — М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С. 60-70.
- Лейдерман Н. Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990 годы. т. 1. М., 2002
- Кулаков, Вл. Визуальность в современной поэзии: минимализм и максимализм / Вл. Кулаков // НЛО. –1995. – № 16.
- Семьян Т.Ф. Визуальный облик прозаического текста. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2006.
- Сонин, А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления / А. Г. Сонин // Вопросы языкознания. – 2005. – № 6.
- Татаурова, О.Э Стратегия продвижения региональной поэзии на примере Уральской поэтической школы [Электронный ресурс] / О.Э Татаурова. – URL: https://vkr.pspu.ru/uploads/3463/Tataurova_vkr.pdf
- Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П. А. История и философия искусства. -М.: Мысль, 2000. — С. 81-296.
- Ямпольский, М. Б. О близком. (Очерки немиметического зрения) / М. Б. Ямпольский. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 240с.