Виртуальный музей писателей
Южного Урала

«Поэтический календарь» И.Аргутиной

«ПОЭТИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» И. М. АРГУТИНОЙ

 

Книга «Поэтический календарь», написанная Ириной Аргутиной, была опубликована в 2013 году в издательстве Марины Волковой.

«Поэтический календарь — попытка одушевить серокаменный миллионный город, увидеть его «в цвету» во все времена года. Живопись и графика заснеженных или цветущих деревьев и кустарников, травы, птицы и облака — все это живет и дышит в стихах и фотографиях Ирины Аргутиной» — отмечают редакторы книги.

Книга «Поэтический календарь» представляет собой художественный текст, состоящий из двух частей: языковой и визуальной. Языковая часть представлена стихотворениями Ирины Аргутиной, а визуальная — ее собственными фотографиями.

Если говорить о языковом компоненте, то стихотворения в этой книге имеют кольцевую композицию: открывается «январским» стихотворением «Январская идиллия», а заканчивается декабрьским «Метель стихает». Все стихотворения поделены по тематике времен года, имеющие названия месяцев: январь, февраль, март, апрель и т.д. И каждая группа стихотворений, соотнесенная по тематике, обрамлена фотографиями, сделанными самой Ириной Аргутиной в Челябинске или в области. Так как это «книга-календарь», то и стихотворения в ней располагаются по очереди как в обычном календаре, не нарушая порядка следования.

 

«ЗИМНИЕ» СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ КНИГИ «ПОЭТИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» ИРИНЫ АРГУТИНОЙ
И ИХ СООТНЕСЕННОСТЬ С ФОТОГРАФИЯМИ

Книга логично начинается со стихотворений, посвященных зиме, зимним пейзажам и, следовательно, проиллюстрировано фотографиями с изображением заснеженного города и парка.

Открывает книгу стихотворение «Январская идиллия». В нем автор повествует о «двух убеленных сединой», которые «идут по белым тропкам, и снег похрустывает робко и деликатно». Основной темой этого стихотворения является то, что только сейчас, в зрелом возрасте, пара влюбленных смогла увидеть красоту природы (/Когда-то, в молодые годы, краса заснеженной природы их не звала: хватало дел и сил. И что-то было нужно…/). В молодом возрасте не хватало времени обратить внимание на красоту и любоваться окружающей природой. Но сейчас, когда нет неотложных дел, а жизнь течет медленно и размеренно, есть возможность увидеть то, что окружает. Идиллия — это безмятежное, счастливое существование — именно то, как и живут эти двое, гуляя по заснеженному саду.

Фотографии, сделанные самой Ириной Аргутиной, помещены в начале тематических стихотворений: они посвящены январю и характеризует этот месяц. Фотоснимки дополняют стихотворения и помогают воссоздать читателю в голове то место, которое описывает автор в этих стихотворениях. На двух фотографиях запечатлены хвойные деревья в снегу, которые отчетливо характеризуют строки из стихотворения (/Ледяной январский ветер гасят сосны/). На следующей фотографии мы видим парк с заснеженными тропинками и деревьями, по которому гуляют двое из стихотворения (/Лес, выбеленный снегопадом, встречает яблоневым садом двух убеленных сединой/).

Стоит отметить то, что само стихотворение «Январская идиллия» имеет кольцевую композицию: завязка и развязка строятся по одинаковому принципу (/Лес, выбеленный снегопадом, встречает яблоневым садом двух убеленных сединой/ и /И в день морозный двух стариков, седых, как сосны, встречает яблоневый сад/).

 

«ВЕСЕННИЕ» СТИХОТВОРЕНИЯ ИРИНЫ АРГУТИНОЙ ИЗ КНИГИ «ПОЭТИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»
В СООТНОШЕНИИ С АВТОРСКИМИ ФОТОГРАФИЯМИ

Следующие стихотворения из книги «Поэтический календарь» Ирины Аргутиной по тематике отнесены к «весенним»: они написаны в одной весенней тематике, а также обрамлены фотографиями, на которых запечатлены весенние мгновения. Так, в стихотворении «В мартовском небе» хорошо и ясно отображено состояние природы, в котором она находится в марте (/В мартовском небе в раме тревожно мечутся тени от веток/, /Раму откроешь — ветер колышет сетями/, /Пусть уплывают длинными зимними снами: скоро настанет равенство белого с черным/). Все эти строки характеризуют природу в том состоянии, в котором она находится: ветки еще голые и имеют форму сетей; скоро настанет равенство белого и черного, то есть снег начнет таять и появятся островки черной земли.

В этом стихотворении автор использует игру слов: фразеологизм «небо показалось с овчинку» (так говорят о чувстве сильного страха, боли) Ирина Аргутина перефразирует в «небо уже не с овчинку». То есть пишет о том, что чувство боли и страха, которые испытывают некоторые люди зимой, прошло. Март — это время перерождения природы и жизни, обновление мира, надежда на светлое будущее, которое ждет человечество.

Обращая внимание на фотографии, которые сопровождают вербальный текст, мы видим именно то, о чем пишет Ирина Аргутина: черная асфальтовая дорога с тающим белым снегом (/Скоро настанет равенство белого с черным/), голые ветви деревьев, сплетающихся в сеть (/Ветер колышет сетями/), белые перьевые облака в чистом голубом небе, которые автор сравнивает с перьями фламинго (/Перья фламинго плавают в водах небесных/). Все, что изображено на фотографиях, отображено и в стихотворении автора «В мартовском небе».

Стихотворение «Все нагрубающие почки…» относится к «апрельским» стихотворениям. Это произведение можно характеризовать как пейзажную лирику, которое хорошо дополняют фотографии. И языковой, и иллюстративный компоненты передают апрельское настроение и состояние окружающего мира (/Все нагрубающие почки, все отсыревшие стволы глотают жадно соки почвы в предвосхищении листы/, /многоточие апреля на почву влажную падет, и ночью старая аллея шифон зеленый обретет/). Из строк понятно, что речь идет о преображении, перерождении природы и мира, соответственно.

В стихотворении особое внимание автор уделяет именно деревьям, набухающим почкам и «предвосхищенной листве». На фотографиях, которые обрамляют «апрельские» стихотворения изображены именно деревья в солнечном свете — это символизирует тепло, от которого как раз и распустятся листья из почек.

Автор уделяет внимание самым незначительным вещам, которые происходят в апреле — но именно они и составляют полноценный образ месяца. Например, каблучок, который точит дорогу, показывает, что снег уже сошел, и земля обнажилась (/А каблучок дорогу точит округлой дыркой пулевой/). Или вороны, которые кричат по утрам и предупреждают жителей о том, чтобы не проворонили красоту распускающейся, обновляющейся природы (/Еще кричат…вороньи стаи по утрам/).

Также в стихотворении прослеживается микро-тема любви: автор пишет о том, что мир на личном фронте (который сравнивается с Брестским миром) милее пышных драм (/Но Брестский мир на личном фронте уже милее пышных драм/). Этими строками автор пытается сказать нам о том, что весна — это время любви, поэтому влюбленные приходят к миру и согласию. В это время люди испытывают искренние чувства, поэтому автор и подмечает то, что «любовь нельзя испытывать к любому» (/И стало ясно, как неточно «любовь» рифмуется с «любой»/).

«ЛЕТНИЙ» ПЕРИОД В СТИХОТВОРЕНИЯХ И ФОТОГРАФИЯХ

Теперь рассмотрим стихотворения, отнесенные по тематике к «летнему» периоду, в «Поэтическом календаре» Ирины Аргутиной. Для анализа мы выбрали одно из стихотворений «Июльской сюиты»: «Когда земля, вздохнув цветущей грудью». Данное стихотворение относится к пейзажной лирике: здесь описывается красота июльской природы (/Когда земля, вздохнув цветущей грудью/, /июльский зной становится безлюдьем/, /на запад, в засыпающую небыль уходит золоченый жеребец/). Это стихотворение можно отметить как одно из самых ярких и наполненных литературно-художественными тропами. Например, в строке /На запад, в засыпающую небыль уходит золоченый жеребец/ автор пишет о солнце. И это явление отображено на одной из фотографий, обрамляющих «летние» стихотворения.

На одной из фотографий изображен калейдоскоп цветов — это прямая отсылка к строкам /Когда земля, вздохнув цветущей грудью, распустит часовые пояса/. Строка /в зеленый луг меж озером и небом/ опять-таки ассоциируется с одной из фотографий, на которой изображены пестрые цветы: синие, красные, желтые в зеленой траве.

Фотографии, которые сопровождают «июльские» стихотворения, передают яркость, красочность и сочность летних оттенков, которыми пронизаны стихотворения Ирины Аргутиной.

Если обратиться к стихотворению «Август», то здесь явно прослеживается мотив утраты (/Не по лиственным кронам к закатному небу, а по улице узкой с названьем нелепым убегало на запад лучистое лето…/).  С одной стороны, здесь все понятно: кончается лето, август — грустный месяц, пора увядания и смерти природы. Но, если посмотреть с другого ракурса, то можно увидеть метафору жизни: закатное небо — старость, убегало лучистое небо — прожитая жизнь, которая движется к закату. А реально существующие названия улиц города Челябинска — 32 годовщины Октября (/И по улице Тридцать второй годовщины  Октября ли, Победы ли…/) отображают патриотические мотивы. Здесь явно прослеживается любовный мотив (/Как влюбленный глупец — или просто влюбленный/). Кстати, для автора равнозначны понятия «влюбленный глупец» и «просто влюбленный». Можно сказать, что для него — это две крайности одной сущности: влюбленные все глупцы, а все глупцы влюблены.

Фотографии, которые обрамляют «августовские» стихотворения, отражают то, о чем пишет поэт (/Не по лиственным кронам к закатному небу/, /Убегало на запад лучистое солнце/, /По закатной листве и редеющим кронам/).

«ОСЕННЕЕ ВРЕМЯ ГОДА» В СТИХОТВОРЕНИЯХ И ФОТОГРАФИЯХ
«ПОЭТИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ» ИРИНЫ АРГУТИНОЙ

Для анализа «осенних» стихотворений мы выбрали несколько произведений. В стихотворении «Осенний свет» главной темой является тема любви и отношений (/Давай с тобой пойдем в осенний парк/, Сто лет назад мы были здесь на «Вы»/, /И нас вела унылая пора/, /Но мы прожили теплые сто лет/, /И можно без стыда сказать или подумать о любви/). Из этих строк мы понимаем, что речь идет не о юношеской любви, а о любви зрелой, пережившей многое в этом мире, но не утратившей своей искренности и чистоты. Не зря это стихотворение помещено в осеннюю подборку — любовь лирической героини вызревшая, спелая — имена такая, какими бывают плоды фруктов в это время года. С другой стороны, это стихотворение может соотноситься и с прожитой жизнью героини. Осень всегда ассоциируется с угасанием, умиранием. И автор пишет о том, что пара прожила уже сто лет, но проживет еще: может быть, в земном мире, а может, имеется виду жизнь после смерти.

Стихотворение наполнено такими эпитетами и метафорами, которые вызывают ассоциации с желтым октябрем (/Уже взошел октябрь…на свой костер/, /И рыжий пламень кинулся лизать его небесно-синие глаза/, /Кружились листья искрами костра, и нас свела унылая пора/, /Осенний свет и хруст шагов по ломким листьям памяти/).

На фотографиях Ирины Аргутиной хорошо передано то, о чем говорится в стихотворении. На фотоснимках изображены те самые небесно-синие глаза — небо, рыжий пламень — желтая осенняя листва, улетающая в небо с ветром, искры костра — ярко-красные листья деревьев. Описание листьев и неба, а именно, их цвета и хруста отчетливо запечатлено и на фотографиях, и в стихотворении.

Говоря о «ноябрьском» стихотворении «Ноябрь в миниатюре», мы видим, что оно относится к пейзажной лирике (/Туда-сюда болтается погода/, /Отсутствие листы категорично, как все оттенки серого/, /Натужно на голой ветки тенькает синичка/). То, о чем пишет автор, это соответствует действительности и подтверждено аргументами в виде фотографий. На одной фотографии изображены полуголые деревья, на которых осталось уже мало листвы. На двух других мы видим желтые листья, лежащие на ноябрьском первом снегу.

В этом стихотворении отводится несколько строк патриотической теме (/Отмечен день великого похода под детский лепет юбилейных пушек/). Можно предположить, что автор пишет о 29 октября — Дне рождении Комсомола, ведь этот день связан с комсомольским объединением молодежи (отсюда строка «детский лепет юбилейных пушек»).

Ирина Аргутина акцентируют внимание на том, что погода в это время непостоянна (/Туда-сюда болтается погода/). От этого страдают люди с сердечными заболеваниями (/Сердечники срываются с катушек/). Также автор акцентирует внимание на птице, которая тенькает на ветке (/Натужно на голой ветке тенькает синичка. Ей — нужно/). Стихотворение имеет название «Ноябрь в миниатюре». И действительно, в столь коротком произведении Ирина Аргутина смогла передать все ноябрьское настроение и природы, и людей, подкрепив его собственными фотографиями.

НАСТУПЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО МЕСЯЦА ГОДА В КНИГЕ «ПОЭТИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» ИРИНЫ АРГУТИНОЙ

Последние стихотворения «Поэтического календаря», отнесенные к «декабрьским», являются замыкающими. «Декабрьские» стихотворения открываются произведением «Нетерпеливо, с первой повестки…». Здесь Ирина Аргутина пишет о том, что ждали зиму (/Ждали по осени манной небесной. Снова дождались: белой крупой хлещет наотмашь/). Это стихотворение проникнуто печальными, даже тревожными мотивами: здесь поднимается философский вопрос о жизни и смерти (/Помни о смерти несколько дней/, /Помни о жизни/). Зимнее время года всегда ассоциируется со смертью, некой утратой, особенно, декабрь. Природа уже погружена в глубокий сон, снегом все заметено, и кончается календарный год.

В этом стихотворении прослеживается и библейско-религиозный мотив: автор обращается к Богу (/Грешную землю праведный Отче — мир свой дочерний/). Так как в этом произведении поднимается вопрос о жизни и смерти, то не обратиться к Отче автор не могла.

Фотографии, которые обрамляют «декабрьские стихотворения», отображают зимний заснеженный пейзаж: и земля, и деревья укутаны в снега и сугробы. Об этом в стихотворении «Нетерпеливо, с первой попытки…» пишет автор (/С Карского моря на испытанье послан мучитель, в лица швыряет манну горстями: вот, получите!/, /И, привычки нарушив, манны попробуй жесткой предвестницы мягких подушек первых сугробов/). Говоря опять-таки про библейско-религиозные мотивы, нельзя не отметить использование фразеологизма «манна небесная». С библейского языка — это пища Бога. И для людей, которые ждут зимы, когда закроется вся чернота и унылость серого осеннего мира, снег является именно манной небесной.

Подводя итог анализу «Поэтического календаря» Ирины Марковны Аргутиной как текста, состоящего из словесной и иллюстративной частей, можно сказать, что использование обоих компонентов помогло создать более интересный и дополненный текст.

«Поэтический календарь» является примером такого текста, в котором, с одной стороны, можно было бы обойтись и без фотографий, то есть иллюстративного материала. Но, с другой стороны, фотографии, которые обрамляют стихотворения, помогают читателю воссоздать ту картину, которую пытался изобразить словами автор. Таким образом, когда читатель видит картинку, ему становится легче воспринимать текст и представлять то, что пытался донести и нам поэт.