Виртуальный музей писателей
Южного Урала

ОСОБЕННОСТИ ГЕРОЯ САМОЙЛОВА

Введение в поэзию Александра Самойлова

Александр Самойлов — значимая фигура современной челябинской литературы. Его творчество тесно связано с родным городом, что находит отражение во многих стихотворениях.

Поэзия А. Самойлова пронизана городскими мотивами, она минималистична и остросоциальна, его поэтика отличается большим количеством игровых элементов и описанием житейских ситуаций [5]. Особое место в его произведениях занимает лирический герой, глубоко погруженный в описываемую городскую среду.

Роли самойловского героя

Для анализа типа лирического героя мы воспользуемся классификацией Б. О. Кормана. Литературовед выделяет следующие виды: автор-повествователь, собственно автор, лирический герой и герой ролевой лирики.

В классификации Б. Кормана образ автора-повествователя тесно связан с объектом изображения. Ключевым элементом структуры стихотворения становится рассказ о другом человеке, чьи черты ярко акцентированы, тогда как сам повествователь отступает на второй план. Его индивидуальность раскрывается не через прямую самохарактеристику, а через приемы изображения другого героя.

В центре композиции произведения, когда речь идет о «собственно авторе», находятся описания событий, ситуаций, явлений и пейзажей. В этом случае внимание смещается с личности автора на предмет его изображения. Степень участия автора можно определить по грамматическим категориям лиц, таким как 1-е или 3-е лицо глаголов и местоимений. Структура этих стихотворений формируется вокруг объектов, представляющих интерес для автора, а не вокруг него самого.

Наибольшей конкретизации соответствует герой «ролевой» лирики. Лирический герой, занимающий промежуточное положение, демонстрирует большую близость к конкретному образу, чем к обобщенному [2].

Лирический герой А. Самойлова — это одновременно и обыкновенный горожанин, и пассажир маршрутного такси, и сам автор. Ролей может быть множество, и каждая по-разному транслирует происходящее или увиденное. Но иногда героями становятся и улицы Челябинска, и места, кажущиеся неприметными, повседневными, но раскрывающиеся с помощью художественного взгляда автора.

В стихотворении «Река Миасс» позиция лирического героя соответствует роли стороннего наблюдателя. Его восприятие событий не окрашено непосредственным участием: он не является действующим лицом, не испытывает на себе воздействие течения реки, не переживает физическое погружение в водную стихию. Эта дистанцированность позволяет поэту использовать героя как инструмент для передачи концептуальной идеи или эмоционального состояния:

Река Миасс хранит всех нас

от злых поводырей,

по ней поплывших в стиле брасс

и утонувших в ней [6].

Образы «злых поводырей» и «утонувших» в реке людей служат ключом к пониманию ее аллегорического смысла. Гибель в реке, вероятно, символизирует духовную или моральную деградацию. Река Миасс, таким образом, может интерпретироваться как метафора процесса очищения или, наоборот, забвения. Наличие подобной скрытой символической структуры указывает на сложность внутреннего мира лирического героя. За внешней, кажущейся объективной фиксацией фактов, скрывается глубокий мыслительный процесс, представляющий собой не просто констатацию, но и выражение определенной авторской позиции.

В «ПСХ-92» присутствует явный «ролевой» лирический герой:

Этот город полон психов.

Каждый третий – точно псих.

Говори со мною тихо,

может, я – один из них [6].

Повествование ведется от первого лица, однако лирический субъект не является автором, а представляет собой художественно вымышленного персонажа, введенного в конкретный контекст. Герой выступает как обобщенный тип, литературный образ, а не как проекция авторской биографии. Его функция заключается не только в констатации наличия «психически неуравновешенных людей» в городской среде, но и в самоидентификации с этой группой. Так, в произведении создается художественный образ, отдельная от автора субъективная перспектива, а не прямое отражение авторского мироощущения.

А в следующем отрывке из стихотворения «Теплотех» лирический герой предстает перед нами в роли пассажира:

Если б я упал и умер,

то пошел бы не спеша

на трамвай у Теплотеха,

а потом бы ехал, ехал

с тихой музыкой в ушах,

если б я упал и умер [6].

Несмотря на первое лицо («я упал и умер»), текст не отражает подлинные эмоциональные переживания персонажа. Представленный образ демонстрирует неожиданно спокойное, даже ироничное отношение к смерти. Отсутствие страха или ужаса перед кончиной, а также описание загробного существования как размеренного путешествия на трамвае под тихую музыку указывают на функцию «ролевого» лирического героя. Условное наклонение и отстраненный тон усиливают это впечатление.

Кроме того, в стихотворении перед нами открывается параллельная реальность, концепция которого ярко выражена и в сборнике «Водолаз провел под водой четырнадцать лет» [1]. Лирический герой оказывается в лиминальном пространстве, на границе между нашим миром и иным, альтернативным. Примечательно, окружающая среда и атмосфера воспринимаются им как привычные: даже в этом альтернативном мире он выбирает знакомый маршрут и транспорт. Выявленная  интертекстуальность отсылает к сцене смерти Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита», демонстрируя, что трамвай выступает не просто элементом городского ландшафта, но и ключевым сюжетообразующим элементом.

Но где-то встречается и открытая автобиографичность в поэзии А. Самойлова:

Вот так сядут в маршрутку бухие,

спросят:

– Кирова уже проскочили?

А мы, елки-палки, давно на ЗЭМе,

как в одной недописанной мною поэме.

 

И выходят наружу мои герои,

где по двое выходят, а где по трое,

и стоят на ЗЭМе и на Сельмаше,

и руками машут, ногами машут [5].

В данном примере присутствует «собственно автор», проявляющийся в метафоре «как в одной недописанной мною поэме». Этот прием свидетельствует о рефлексивном характере авторского мышления, о его осознании собственного творческого процесса и о создании параллели между реальностью и художественным произведением. Обозначение пассажиров как «мои герои» указывает на авторское предопределение их судеб. Таким образом, автор не ограничивается простым описанием событий, а осознанно соотносит их с собственным творческим опытом.

В поэзии Александра Самойлова лирический герой приобретает всеобъемлющий характер, присутствуя одновременно в различных пространственных и социальных контекстах — как в городской среде, так и за ее пределами, исполняя различные роли. Данный прием позволяет автору создать многоаспектное видение города и, в конечном итоге, формирует целостную картину мира.

Влияние окружающего мира на лирического героя

Зачастую художественный образ, поступки и даже взгляд персонажа оказываются тесно взаимосвязаны с окружающей его атмосферой. Это влияние проявляется как на макроуровне, определяя общую композиционную структуру произведения, так и на микроуровне, отражаясь в тонкостях лексического наполнения текста.

В стихотворении «Киргородок» мастерски передано состояние тревоги и дезориентации лирического героя. Незнакомый двор, выступающий пространственным фокусом произведения, сам по себе вызывает стресс, усиливаемый образом огромного тополя. Ощущение неопределенного долга и внутренней пустоты героя подчеркивается пугающим сравнением с обнаруженным мертвым таксистом. Это сравнение резко усиливает чувство бессилия и демонстрирует глубину переживаемого героем кризиса. Незнакомый двор, таким образом, функционирует как метафора внутреннего состояния героя, символизируя потерю контроля и чувство отчужденности от окружающего мира:

В одном небольшом городе,

в незнакомом дворе

сижу на старой скамейке

в тени огромного тополя.

 

Качели, песочница, лестница,

пластиковая бутылка,

я что-то кому-то должен,

лужа, пакет, окурок.

 

Ни денег, ни документов,

лишь пустота внутри,

как у таксиста, проснувшегося

с перерезанным горлом [6].

Образы заросшего палой листвой лагеря и разрушенных зданий (трещины вместо флагов) создают атмосферу запустения и упадка. Символические детали — ржавеющая железная звезда и гнилая деревянная скамья — усиливают ощущение безысходности и забвения. Эти визуальные образы в совокупности передают чувство увядания и необратимой потери, отражая ощущение невозвратимости прошлого и отсутствия надежды на позитивные изменения в будущем:

Забытый пионерский лагерь

завален палою листвой

по подоконники. Не флаги,

а трещины над головой.

 

Звезда ржавеет из железа,

скамья из дерева гниёт.

Здесь прежняя судьба исчезла,

а новую никто не ждёт [5].

В «Концерте» Александра Самойлова ярко выражена его характерная минималистичность, которая создает атмосферу психологического давления,  поглощающую и подавляющую героя:

Когда говорят об Урале,

я вижу большую трубу.

Когда говорят об Урале,

я слышу бу-бу-бу-бу.

 

Когда говорят о России,

я вижу большую трубу.

Когда говорят о России,

я слышу бу-бу-бу-бу.

 

А я говорю: «Саня,

в Н.Х.Т. завтра концерт».

А я говорю: «Саня,

давай приходи на концерт»

 

Но никто никуда не приходит,

никто никуда не придет.

Дайте, пожалуйста, водки

и бутерброд [5].

Образ «большой трубы», возникающий в сознании героя при упоминании Урала и России, становится ключевым. «Труба» — символ замкнутого, подавляющего пространства, отражающий запертость и ограниченность мышления героя. Повторяющийся звуковой мотив «бу-бу-бу-бу» не является простым звукоподражанием, а выполняет художественную функцию, подчеркивая монотонность и давящую атмосферу. Строгая структура стиха с одинаково начинающимися и заканчивающимися строками усиливает это ощущение безысходности. Многократное повторение словно закручивает героя в этот замкнутый круг, углубляя чувство отчаяния.

Творчество Александра Самойлова, несмотря на кажущуюся простоту и лаконизм, представляет собой тонкий анализ социальной реальности. Минималистский стиль позволяет автору, используя незатейливые сюжетные линии и образы, исследовать сложные философские и экзистенциальные проблемы, часто остающиеся вне поля зрения повседневного восприятия. Через лирического героя, типичного представителя городского населения (пассажир автобуса или случайный прохожий), Самойлов предлагает новую перспективу на привычный городской пейзаж, раскрывая его скрытые смыслы и многогранные аспекты.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Водолаз Александра Самойлова // Виртуальный музей писателей Южного Урала. — URL : https://writersmuseum.susu.ru/articles/водолаз-александра-самойлова/ (дата обращения: 25.04.24).
  2. Корман, Б. О. Лирика Некрасова / Б. О. Корман. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 1964. — 390 с.
  3. Смышляев, Е. А. Современная поэзия Челябинска как локальный текст / Е. А. Смышляев. — Екатеринбург, 2018. — 252 с.
  4. Малкина, В. Я. Типология лирических субъектов / В. Я. Малкина // Теория литературы. — М., 2023. — 12 с.
  5. Минимализм в поэзии Самойлова // Виртуальный музей писателей Южного Урала. — URL : https://writersmuseum.susu.ru/articles/минимализм-в-творчестве-а-самойлова/ (дата обращения: 27.04.24).
  6. Самойлов, А. А. Маршрут 91 / А. А. Самойлов. — URL : https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=14n_LJDOFVgiuXHhE_V43P63huQM&ll=55.18246520946709%2C61.32269935569393&z=14.
  7. Самойлов, А. А. Стихи 1993-2014 гг. / А. А. Самойлов. — Челябинск : Изд-во Марины Волковой, 2014. — 59 с.