Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Мифопоэтика Александра Петрушкина

Мифопоэтика в творчестве А. Петрушкина

Ещё в ХХ веке такие литературоведы как М. Эллиаде, Р. Барт, Е. М. Мелетинский и др. отметили рост интереса писателей к мифологии, что подтолкнуло их к более подробному изучению данного феномена. Следы влияния мифологии на художественную литературу можно отследить на протяжении всей истории. В качестве примеров можно взять творчество Джеймса Джойса («Улисс»), рассказы Говарда Лавкрафта («Мифы Ктулху»), Кэти Роберт («Неоновые боги»), произведения Нила Геймана («Американские боги», «Песочный человек») и многих других писателей.

Мифологические мотивы и образы играют важную роль и в современной русской поэзии. Мифопоэтика играет важную роль в творчестве современной поэтессы Ольги Седаковой. Ключевыми элементами мифопоэтики в ее поэзии являются переориентация мифа: миф, как элемент прошлого, сочетается с реалиями настоящего времени. Таким образом происходит взаимосвязь древних мифов с легендами нового времени, их синтез.

весна идет,

и ясная Кифера,

и с нею в парусах архипелаг,

и ранней сфере отвечает сфера,

и первой розой перевернут мрак

 

                (Из стихотворения О. Седаковой «Портрет художника на его картине»)

 

В современной уральской поэзии также есть свои известные мифотворцы. Так, например, в творчестве В. О. Кальпиди можно увидеть трансформацию классических мифов, персонажей. Также он сыграл важную роль в формировании мифа об уральской поэзии. Многие поэты заимствовали его технику и приемы, одним из которых был южноуральский поэт Александр Петрушкин. Писатель часто обращался к различным культурам и их мифам: американским, персидским и греческим.

ПОНЯТИЕ МИФА

Развитие культуры и литературы на протяжении всего 20 века связано с научным и художественным осознанием мифа, писатели и по сей день к нему обращаются.

Современные авторы часто опираются на традиционный миф, но трансформируют его под наше время. Также поэты любят мифологизировать свою биографию, вплетать в нее элементы вымысла или даже полностью её придумывать. Южно-уральский писатель Александр Петрушкин не исключение.

Прежде чем мы перейдем к подробному разбору мифопоэтики в творчестве А. Петрушкина стоит немного разобраться в терминологии.

  • Миф – это сложная структура, которая представляет собой совокупность элементов, таких как символы, образы и сюжетные линии, которые используются для передачи и сохранения значимой информации о мире и обществе [3].
  • Мифологема – это устойчивая мифологическая тема, мотив или образ, заимствованный из мифологии. Мифологема может быть традиционной или созданной в результате мифотворчества, появившейся при создании неомифа [2].
  • Мифологизация – это сознательное введение автором в текст произведения мифологических элементов [1].
  • Автобиографический миф – это творимая автором легенда, идеальная биографическая версия, сюжетная модель, получившая в сознании поэта онтологический статус, получающая многообразные трансформации в его художественном творчестве [4].

МИФЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА ПЕТРУШКИНА

Александр Петрушкин часто вводит мифологических персонажей в ткань реалистического повествования, например, в стихотворении «вижу щупальцы кхтулху», автор обращается к творчеству американского писателя Говарда Лавкрафта, который написал целую серию книг, посвященных океанской жизни и существам, которые там обитают. Стоит отметить, что к Г. Лавкрафту любят обращаться уральские поэты. Так, например, В. Балабан. Помимо этого, в поэзии писателя преобладают христианские и античные мифологемы, как и у А. Петрушкина.

Ктулху – мифическое божество, которое покоится на дне Тихого океана. Известен способностью гипнотизировать людей и заманивать к себе для служения в океане.

Дагон – это мифическое божество, который покровительствует земледелию и рыбной ловле.

Лирический герой видит не только щупальца божества, но и «глаза деревьев», которые можно связать с душами людей. В книге Г. Лавкрафта «Мифы Ктулху» описан ритуал: сектанты приносят людей в жертву и отказываются от своей веры, а затем трижды произносят клятву Дагону, после чего их тела преображаются. Люди, принесенные в жертву, умирают и их души остаются на острове. В дереве заточены неупокоенные души, наблюдающие за всем происходящим. Именно поэтому происходит олицетворение дерева.

А. Петрушкин погружает нас в темную, мрачную атмосферу, как это было у Г. Лавкрафта, строчка «кхтулху нагонит каждого» – звучит как пророчество, от которого нельзя уйти и остается только ждать рокового часа. Образы синиц и мрачных искорёженных зимних деревьев – связь с пространством Урала, Кыштыма, который часто предстает  в творчестве поэта как мрачное, хтоническое пространство.

Также, в стихотворении «Точка света на свете» взят за основу персидский миф о двух братьях – божествах Ормузде и Ахримане. Ормузд (Ахура-Мазда) – бог Солнца и верховное божество зороастризма, брат Ахримана Ахриман (Ангро-Майнья) – верховное божество зла, брат Ормузда. В мифе рассказывается о Ахримане, который был тоже рожден от света, как и его брат, но стал Богом зла, потому что стал завидовать Ормузду.

Стихотворение по своему содержанию напоминает притчу о добре и зле. В данном случае побеждает добро. Мы видим свершение правосудия, а именно смерть Ахримана, который ответил за все свои злодеяния. Стоит отметить, что стихотворение начинается с «точка света на свете», а заканчивается «точка на точке, а остальное – поздно». Последняя фраза принимает философский контекст, который указывает на то, что больше ничего нельзя изменить.

Гравюра «Два брата Ормузд и Ахриман»

«Возвращение на Итаку» — ещё одно стихотворение А. Петрушкина, которое пропитано мифом, но на этот раз античным. Название стихотворения «Возвращение на Итаку» – это отсылка на произведение Гомера «Одиссея». Полифем – жестокий великан-циклоп, сын Бога Посейдона и морской нимфы Фоосы. Гомеровский герой из произведения «Одиссея». Можно предположить, что А. Петрушкин обращается к культурной проекции Одиссея, так как в произведении Гомера ему удалось вернуться домой на Итаку, так же он встречался с циклопом Полифемом.

Автор будто осуждает Одиссея за то, что он сделал, это можно объяснить данными строчками: «ты вспомнишь, как глаз вынимал», «…пещера, которую ты с ним придумал, а после зажал», «вернулся. Не ты. И не вспомнишь, ослепший, зачем».

Так же в стихотворении присутствует множество сравнений, которые помогают визуализировать образы: «словно жемчуг», «как лошадь», «как будто ты небо», «похожий на крест», «похожий на якорь», «как фильм», «как соль». Важно отметить, что в стихотворении есть сюжет, который так же помогает выстроить полноценную картину.

А. Петрушкин завершает стихотворение парцелляцией: «Вернулся. Не ты. И не вспомнишь, ослепший, зачем», чтобы подчеркнуть опустошенное состояние лирического героя. Это, своего рода, акцент на то, что он уже не тот, кем был прежде и никогда не станет им.

Творчество Гомера, а именно «Одиссея» очень важна для уральской литературы. Миф об Улиссе (Одиссее) встречается не только у А. Петрушкина, но и у В. О. Кальпиди «Двойною слезой занавешен от певчего Улисс». Также отдельно стоит упомянуть проект А. Самойлова «Маршрут 91», в котором лирический герой совершает путешествие из Ленинского района Челябинска в Курчатовский район (северо-запад). Путешествие должно занять не больше часа, но длится годы. Так, в первом стихотворении цикла мы видим, что проезд стоит 18 р. (Вперёд, дружок. Пока за восемнадцать / рублей мы катимся отсюда вон туда), а в последнем уже 21 р. (Что в итоге? Проезд стал двадцать один /
рубль. На Салавата Юлаева, один, / я в пустой квартире совершенно один).

 

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ МИФ

Обложка книги А. Петрушкина «Тыдымский дневник»

Особенностью многих уральских авторов (Янис Грантс, Александр Самойлов, Екатерина Симонова и др.) становится обращение к автобиографическому мифу.

А. Петрушкин часто обращается к теме взаимоотношений с Богом и религии. Автобиографизм его стихотворений легко прослеживается: описание Кыштыма, в котором жил А. Петрушкин, а также предчувствие скорой смерти. Все это тесно переплетается с христианскими мифами, обращаясь к которым он демонстрирует свою связь с Богом.

Так, например, в стихотворении «неочевидный человек идет по снегопаду Бога» поэт передает настроение сломленного и угнетенного человека. Также в стихотворении присутствуют мотив богоставленности. Бог в стихотворении А. Петрушкина изображается как холодный, отстраненный демиург, сотворивший мир и человека, а потом оставивший его в этом пустом и холодном пространстве:

* * *

неочевидный человек

идет по снегопаду Бога —

его молчанием одет

от края выдоха до вдоха

чужим дыханием он полн

в пальто его ключи щебечат

и тычет Бог в ладони нос

невидимый бесчеловечный

Минимализм стихотворения, который связан и с окружающим пейзажем (уральская зима) и с ничтожностью жизни человека, наполненного «чужим дыханием». В стихотворении нет знаков препинания, что может быть дополнительно считано как попытка изобразить нескончаемую ледяную дорогу, по которой бредет «неочевидный человек» всю свою жизнь.

«ты жил в кыштыме жид кыштыма жив…» – это стихотворение, которое отсылает нас к биографии автора.

В данном стихотворении А. Петрушкин повествует о жизни в Кыштыме. Он описывает город: церкви, реки, пруды, леса. Детальное описание мест помогает нам визуализировать природу Кыштыма. Пунктуацию А. Петрушкин не соблюдает специально, так как это поток мыслей и именно поэтому стихотворение не заканчивается точкой. Так же в стихотворении есть динамика, которая сопровождается множеством глаголов: «жил», «лез», «орал», «стоят», «идешь», «каркает» и т.д. Важно отметить, что в стихотворении присутствует анафора, которая создает облик разговорного стиля: «ты жил – ты лез», «и рек – и если– и небо». Таким образом, проанализировав данное стихотворение, мы можем увидеть, что А. Петрушкин ярко передает атмосферу Кыштыма, все места, которые он описывает, связаны с его воспоминаниями.

«Бог» – ещё одно стихотворение А. Петрушкина, в котором он обращается к Создателю. А. Петрушкин в последние годы своей жизни погрузился в религию, именно это оставило отпечаток не только в его сознании, но и в его стихотворениях. В данном стихотворении он повествует о том, что Бог наблюдает за ним. Лирический герой А. Петрушкина чувствует единение с Богом, ощущает его присутствие, это подтверждается строчкой «и кроме наших взглядов здесь нету никого». Образ Бога играет ключевую роль в стихотворении, он описывается с помощью метафор и олицетворения света. Автор развивает свойственную ему философскую тему – встречи и диалога с Богом.

В стихотворении отсутствует хронотоп, именно это усиливает ощущение встречи с Богом. Ведь место, где происходит встреча с Всевышним, не имеет значения.

Отметим, что А. Петрушкин на протяжении нескольких лет вел «Тыдымский дневник», в котором писал о своей жизни, делился своими мыслями. Данный дневник можно считать своего рода нон-фикшеном, эго-текстом.

А. Петрушкин – это поэт, поэзия которого наполнена множеством мифологических образов, он вплетает мифы различных культур. Так же писатель создает вокруг себя автобиографический миф, который легко прослеживается в его творчестве, а эпицентром становится город Кыштым.

Источники:

  1. Леви-Стросс, К. Мифологики: от меда к пеплу / К. Леви-Стросс. – М. : ИД «Флюид», 2007. – 441 с.
  2. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с.
  3. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – М. : «Восточная литература», 2000. – 407 с.
  4. Томашевский, Б. В. Литература и биография / Б. В. Томашевский // Книга и революция. – 1923. – № 4 (28). – С. 6-9.