Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Водолаз Александра Самойлова

Поэтика книги стихотворений А. Самойлова «Водолаз провел под водой четырнадцать лет»

Самойлов Александр Анатольевич — челябинский поэт, редактор, культуртрегер, владелец единственного в Челябинске магазина поэзии. Родился Александр в Челябинске 9 июля 1973 года. В самом начале своего жизненного пути писатель освоил несколько профессий, которые окунули его в тяжелую и даже маргинальную реальность Челябинских улиц. Самойлов успел поработать машинистом сцены, сторожем, грузчиком, дворником. В 2003 г. окончил Литературный институт им. А. М. Горького в Москве. Первое стихотворение Александра Самойлова было опубликовано задолго до обучения в Москве и напечатано в челябинской газете “Уральская ночь” в 1991 г. [3].

Александр Самойлов

Впервые стихи из сборника “Водолаз провел под водой четырнадцать лет” появились на тогда еще популярной и перспективной платформе Яндекс. Дзен. Данная площадка предназначается для создания и просмотра разнообразного контента (от кулинарных рецептов до стихов).  Постепенно стихов становилось все больше и какие-то из них набирали особую популярность. Одним из самых популярных стихов было стихотворение про водолаза и его крайне длительное погружение. В какой-то момент материала стало так много, что было решение создать отдельный сборник и пустить его в печать. Название для сборника подобралось довольно быстро, после выгрузки всех стихов из Дзена их возглавили строчки из этого же сборника — “Водолаз провел под водой четырнадцать лет”. Можно ли это назвать маркетинговым ходом? Вполне! Яркое и популярное стихотворение из сети приковывает взгляды и вызывает неподдельный интерес к сборнику. Но о чем же этот сборник на самом деле мы рассмотрим ниже.

Кто же такой водолаз и почему он провел под водой четырнадцать лет?

С первого взгляда сборник приковывает к себе взгляды, развивая фантастические сюжеты долгого и невероятного путешествия водолаза. Появляется главная мысль: кто такой водолаз? Почему он провел под водой четырнадцать и что он там делал? Прямого ответа на эти вопросы сборник не дает. Да и вообще, книга вызывает куда больше вопросов, чем ответов.

Начнем по порядку, определим наконец, кто же этот водолаз по мнению самого Александра Самойлова.  Все книги Самойлова связаны между собой разными интернет ресурсами, например, гугл карты или Яндекс.Дзен, так и водолаз не стал исключением и первую свою популярность обрел в интернет пространстве.

Сама структура стихотворного сборника имеет структуру из двух частей: дворы и книжный магазин поэзия. Вторая часть сборника сформирована по принципу нисходящей градации (от самых популярных и читаемых стихов в Дзене до менее популярных). Самойлов во время интервью с Олегом Синицыным (поэт, журналист, автор песен, сценарист) с огромным удивлением рассказал, что стихотворение “Водолаз провел под водой 14 лет” набрало в сети больше ста тысяч прочтений! И правда, к этому стихотворению довольно тяжело оставаться безразличным, ведь после его прочтения по телу пробегает холодок.

Многие отмечают, что стих вызывает множество ассоциаций. Олег Синицын делится своими мыслями: “Я считаю, что стихотворения должны вызывать ассоциации, обязаны даже. И у меня возникла ассоциация связанная с воином интернационалистом, который попал в плен в 1988 году. Как раз перед выводом советских войск из афганистана и вернулся, пройдя через весь плен спустя, 14 лет в 2002 году. Он уходил была одна страна, вернулся — совсем другая.  И здесь появляется такой шок, который ты (Самойлов) сумел передать”.

Своими ассоциациями касаемо стихотворения поделился и сам Александр Самойлов. Во время очередного поэтического визита в Красноярск на фестиваль “КУБ” (Книга. Ум. Будущее.), фишка этого фестиваля в том, что они возят поэтов по исправительным колониям строгого режима. Так вот отобранные стихи Самойловым сначала не несли никаких сравнительных идей с заключенными. В процессе чтения данного стихотворения он понял, что эти люди — те самые водолазы. Они  также выйдут из “воды” в совершенно новый, незнакомый для них мир. На данный момент у самого Самойлова нет четкого понятия, кто такой водолаз: художник, проводник или источник

Мы же можем поразмышлять о своеобразном феномене водолаза. Водолазы — это люди, которые жили в своем мире, своей реальности, ими могут быть совершенно разные люди, и, когда они наконец-то заметили, увидели реальный мир, стали, в каком-то смысле, водолазами. Каждый читатель наделяет этого водолаза своими смыслами.

Альтернативная реальность А. Самойлова

В основе альтернативной реальности в поэзии А. Самойлова лежит развернутая метафора, которая становится ключевым механизмом построения реальности, организации ее по стихийным законам языка и истории.

Наталия Санникова, российская поэтесса и кандидат искусствоведения, отмечает, что альтернативная реальность — особый дар Самойлова. Он создает поистине фантастическое развитие сюжета некоторых историй.

“этот район построили пленные марсиане

поэтому с высоты собачьего полёта

он выглядит словно ухо…”

Вот версия автора о происхождении данного района. Интересно и сочетание “собачьего полета”: в реальности лирического героя не птицы летают, а собаки. А сравнение района с ухом открывает для нас какую-то другую вселенную, мы еще никогда не сравнивали постройки с частями тела. Самойлов будто бы намекает нам на то, что мы живем на гигантском существе, вероятно, неземного происхождения. И действительно, наша планета — один большой организм, а слова, написанные поэтом, уже не кажутся фантастикой или человеческим вымыслом.

“…поэтому я до сих пор стою там

между июнем и маем

а кто это все сочиняет

не знаю”

Здесь уже появляется не просто альтернативная реальность, в которой находится лирический герой, но и своего рода «параллельный мир». Появляется ощущение, что автор где-то за пределами нашего мира, а стихотворения за него сочиняет кто-то другой, кто остается за ширмой.

“дядя куку стоит бухой

сталин принял его с сохой

и оставил его с сохой…”

Нередко в текстах Самойлова появляются известные личности. В данном случае перед нами фигура Сталина. Во-первых, стоит отметить, что автор сдерживает стиль оформления текста, поэтому фамилия с маленькой буквы, и в связи с этим такая всем известная личность словно сливается с происходящим. То есть иногда читатель может и не заметить даже, что здесь упоминается данная персона. Во-вторых, сама ситуация необычна. Вряд ли политический деятель принял у себя пьяного человека да еще бы решал, с сохой он работает или нет.

В процессе прочтения количество узнаваемых имен только растет: Борис Рыжий, Александр Пушкин, Федор Тютчев, Евгений Евтушенко, Иосиф Кобзон, Володя Дубинин, Сергей Курехин, Ольга Форш, Никита Хрущев, Леонид Брежнев, братья Михалковы и др. Данный прием вызывает у читателя эмоциональный отклик. В контексте созданной Самойловым истории, эти фамилии “приземляют”, возвращают в объективную реальность. 

“…поэтому господин дудь

у нас для вас есть задание

придумать как говорить о страдании

но об упивании им не говорить…”

Без использования знакомых почти всем с детства имен, может показаться, что автор описывает какую-то другую планету и время, но эти имена возвращают нас из фантазий, заставляя взглянуть на мир и задуматься, может быть мы делаем что-то не так? 

“в начальной школе

очень боялся атомной бомбы

подпевал иосифу кобзону

ядерному взрыву нет нет нет…”

Или уже проблема намного масштабнее и в мире происходят необратимые изменения, на которые Самойлов пытается обратить внимание общественности. На этом альтернативная вселенная не кончается, она лишь набирает обороты.

“я рождён специально мёртвым

чтобы быть понятным всем…”

Здесь автор показывает противоположный нашему уклад жизни, используя оксюморон. Очень похоже на отсылку к тому, что многие люди становятся знаменитыми, к сожалению, только после смерти. То есть таким образом автор показывает ценность настоящего времени, которым мы живем.

1

“водолаз провел под водой четырнадцать лет

залез в восемьдесят восьмом вылез во втором…”

Вот мы и добрались до стихотворения, которое своей первой строчкой определило название всего сборника А. Самойлова. В нем как ни в каком другом стихотворении прослеживается альтернативная реальность, построенная на парадоксе. Героем  является водолаз, который провел несколько лет под водой (что уже далеко от нашей реальности) и возвращается в этот мир, не узнает ни места, ни человеческого языка. Он как будто из другой вселенной, своего рода пришелец в нашем мире.

“тебя уволят по-простому

придешь а там сидит бобер…”

“поднес камень к уху

говорит как по телефону…”

Нередко поэт использует прием альтернативной реальности и в ироническом аспекте. Он словно ищет в бытовых ситуациях что-то интересное, забавное, представляя нам таким образом обычные вещи в другом амплуа.

“…киоск превращается в ледяной ад

<…>

а летом говорят

здесь в киоске начнётся он

настоящий освенцим”

Лирический герой сравнивает свое место работы то с адом (в период холодов), то с освенцимом (в период сильной жары), преувеличивая тем самым атмосферу вокруг рабочего места и создавая другой мир, другую реальность.

Стихотворение «с каждым годом у меня все больше новых неживых друзей…» полностью пронизано альтернативной реальностью, в которой герой видит будущее, где обычные вещи становятся настоящими друзьями, интересующимися жизнью человека.

“евтушенко был не настоящий

настоящего сложили в длинный ящик…”

Здесь тоже проявляется двойственность. Герой определяет настоящего поэта и ненастоящего, словно разделяя его жизнь на две реальности, и таким образом тема смерти в данном стихотворении за счет такого приема нагнетается.

Можно сделать вывод, что данный прием является главным в создании атмосферы вокруг лирического героя. Мы можем заметить, что на протяжении всего сборника герой один блуждает по этому миру, по своим мыслям и отвлечься от этого одиночества ему помогает создание своего мира, своей альтернативной реальности.

Лексическое своеобразие сборника

Сборник насыщен лексическими приемами, которые делают текст интересным и привлекательным, даже нетипичным для общепринятой литературы. Самойлов в своих текстах довольно часто использует просторечия и слова разговорного стиля, имитируя обыденность.

“…это хорошее место короче

видите как художественно

отслаивается краска

и если раньше жизнь ваша была не очень

то здесь она тоже не будет сказкой

Очень часто поэт использует диалоги, чтобы оживить текст и сделать его естественным, несмотря на парадоксальность написанного. Единственное, что помогает распознать диалог — слова героев, а именно их реплики, которые выделяются при помощи пробелов. А главное, Самойлов добавляет глаголы, что позволяет вычленить диалоги из бесконечного потока слов в монологе лирического героя.

“на почте спросили

конверт по россии?

 

ответил

ну да

и зарыдал”

Помимо этого часто встречаются эвфемизмы — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.

“…это всего лишь прах

и напрасно серийный убийца

в полицию шлет пакет…”

Не стоит думать, что Самойлов не использует слова высокой лексики. Поэт сталкивает слова разных стилей между собой, смешивая их в одном стихотворении, рождая хаос.

“…и спасенье не на небесах

а в вводных словах”

Текст изобилует метафорами, что дополнительно помогает создать параллельную реальность, о которой говорилось выше.

“…все мы немного андреи каждый в своей норе

так я подумал и начал кушать 

картофельное пюре”

Повторы в тексте встречаются довольно часто. Сперва кажется, что автор старается убедить читателя в чем-то, но в конце концов становится понятно, что убеждает он сам себя. В некоторых случаях повторы имеют гипнотический эффект. 

“…дядя куку стоит бухой…

…дядя куку делает как я сказал…

…дядя куку глядит…”

Также повторы выражают градацию, нарастание общей атмосферы в книге.

“врал что все будет хорошо

врал что последние станут первыми

врал что мы тоже люди

с немного расшатанными нервами…”

В книге встречается аллюзия — стилистический прием, заключающийся в намеке на общеизвестные факты, исторические события, литературные произведения и т. п. [1]. Используя узнаваемые строчки, Самойлов обращается к культурному коду читателя, стараясь расположить к себе. Поэт берет строчки из песни Наутилус Помпилиус “черные птицы”, меняя слова, но сохраняя ритм и повторы.

“купил натуральных продуктов

а они их не стали жрать

купил натуральных продуктов

а они их не стали жрать

 

нам не надо твоих продуктов

мы их не станем жрать

нам не надо твоих продуктов

мы их не станем жрать…”

«Возьмите моё золото,

Возьмите моё золото,

Возьмите моё золото,

И улетайте обратно.

Нам не нужно твоё золото,

Нам не нужно твоё золото,

Заржавело твоё золото,

И повсюду на нём пятна».

Кроме песен в сборнике встречаются строчки из известных стихотворений, например, Анна Ахматова — Двадцать первое, Ночь, Понедельник. Для наглядности сначала обратимся к оригинальному тексту:

“Двадцать первое. Ночь. Понедельник. 

Очертанья столицы во мгле. 

Сочинил же какой-то бездельник, 

Что бывает любовь на земле.”

А теперь посмотрим на текст ниже, в котором сходство с известным произведением, а точнее, частичное заимствование, увидит даже не профессионал: 

“перекинуться парой словечек

а потом затеряться во мгле

сочинил же один человечек

что быват диалог на земле…”

Это не что иное, как центон — стихотворение, целиком составленное из известных предполагаемому читателю строк других стихотворений [2]. В текстах встречается не только  Анна Ахматова, особо внимательный читатель без труда выделит есенинские строчки:

“вот береза под твоим окном”

“Белая береза под моим окном”

Для того, чтобы выдержать минималистичный стиль текста, Самойлов использует пунктуационные знаки, а точнее их отсутствие, своего рода минус-прием. Поэт нарочно избегает заглавные буквы, запятые, точки. Текст насыщен восклицательными и вопросительными знаками.

“…чуня хватит!

какая еще катя?

не было сроду

тут никакой кати”

Нередко поэт использует тире.

“…против такой фигни

ты живой в я нет — 

из-под пола прошепчет мать

или так половицы скрипят”

Безусловно, это не все лексические приемы, которые позволяют Самойлову создать интересный, экспрессивный текст, на фундаменте минимализма современной поэзии. Поэт наделяет обычные вещи, предметы и явления новыми смыслами, создавая тем самым свой мир, в котором герой адаптируется к чуждой ему реальности.

Источники:

  1. Большая российская энциклопедия, М., 2007. — 506 с.
  2. Москвин, В. П. О видах центона: опыт типологии / В. П. Москвин // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка, 2014. — Т. 73. — № 3. — 58 с.
  3. Пирожогина, Н. А. / Н. А. Пирожогина // Литературная карта Челябинской области, 2019.
  4. Самойлов, А. А. Водолаз провел под водой четырнадцать лет / А. А. Самойлов. — Екатеринбург : Издательские решения, 2018. — 146 с.