Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Видеопоэзия Вадима Балабана

ЧТО ТАКОЕ ВИДЕОПОЭЗИЯ?

Точного и однозначного определения этому явлению нет. Видеопоэзия – искусство относительно молодое, но уже получившее большую популярность. Это явление пограничное, пересекающееся с различными смежными явлениями, перенимая их формы и функционирование, пытаясь обрести свои новые, личные средства и модели. Видеопоэзия простыми словами – это иллюстрирование стихотворения с помощью видеоролика, в котором естественно сочетаются визуальный ряд и поэтический текст. Видеопоэзию еще называют поэтроникой, поэтическим видео, медиапоэзией, видеовизуальной или кинопоэзией, в зависимости от длины и содержания ролика, использованных технологий.

В видеопоэзии визуальное занимает подчиненное положение, а поэтический текст выходит на передний план. Бесспорно, видеопоэзия соединяет два мира (кино и литературу) в единое целое. Но это не видеоклип, снятый для произведения и не видеоклип, для которого текст будет выступать лишь сценарием. Основные задачи видеопоэзии – раскрыть все стороны поэтического произведения, дать возможность его глубже понять, точно расставить ключевые акценты, обратить внимание на ведущие мотивы и образы.

Кинофильм представляет внешнее, то есть жизнь героев, что они делают, что говорят, их отношения с другими героями и так далее. А что у них внутри, в душе, о чем они думают, что чувствуют, уже предполагает и додумывает сам зритель. Видео для видеопоэзии – это представление того, что внутри, это свободный поток ассоциаций к поэтическому произведению, который может быть воспринят каждым по-своему.

Единство нескольких видов искусств в одной такой форме усиливает впечатление, приносит эстетическое удовольствие, так как такой эффект человек получает не только от текста, но и от красивой графики, актерской игры, перфоманса, от уникального дизайна, видеосъемки. Поэтому видеопоэзия несомненно перспективна и актуальна в настоящее время.

ГЕНЕЗИС ВИДЕОПОЭЗИИ

Видеопоэзия является относительно современным видом зрительной поэзии. Но до этого нового явления существовало множество способов визуализировать стихотворное произведение. В начале XX века многие поэты проводили литературные экперименты с целью визуально изобразить содержание произведения.

Например, в зарубежной поэзии французский поэт, литературный и художественный критик Гийом Аполлинер изображал свои стихотворения в виде графических рисунков из слов, которые выражали и передавали тему произведений. Французский поэт дал этому жанру название – «калиграмма». С помощью калиграмм, автор расставляет нужные акценты, помогает читателю глубже понять содержание текста. Также в этом жанре творил деятель белорусской культуры, поэт Симеон Полоцкий. Одним из его знаменитых произведений является калиграмма в виде сердца «От избытка сердца уста глаголят», которую поэт подарил семье москвоского царя. Примерно сто лет спустя с каллиграммами экспериментировал русский поэт эпохи Просвящения Гавриил Державин.

Калиграмма Симеона Полоцкого «От избытка сердца уста глаголят»

Далее русская культура обращается к графической поэзии в начале XX века. Калиграммы создают Валерий Брюсов, Андрей Белый, Велимир Хлебников и многие другие. Поэты-футуристы пишут очень оригинальные по своей форме поэтические произведения, например, «Тифлис» Алексея Крученых или «железобетонная поэма» Василия Каменского.

Уже в России визуальная поэзия началась с поэтических вставок в фильмах Андрея Тарковского. Также родоначальниками видеопоэзии в России считают поэтов Александра Горнона и Дмитрия Александрович Пригова.

Для поэзии роль визуального ряда была и остается довольно значимой. Многие поэты в разные эпохи именно графически пытались передать содержание своего произведения. Визуальный ряд дал авторам возможность по-новому представить и оживить стихотворение.

Но время требует новых экспериментов, в том числе и литературных, и таким экспериментом стала видеопоэзия. В 1990 годы, как отмечают исследователи Татьяна Федоровна Семьян и Евгений Александрович Смышляев: «визуальное становится тотальным: кино, телевидение, масс-медиа далеко не исчерпывают сферы визуального; визуализации подвергаются все сферы человеческой жизни». «Бум визуальности» в современной культуре вызвал появление новых явлений и форм выражения привычных видов искусств, в том числе и появление видеопоэзии.

ФЕСТИВАЛИ, КОНКУРСЫ ВИДЕОПОЭЗИИ

В XXI веке произошел взлёт видеопоэзии в нашей стране: конкурсы, фестивали, проекты, объединения творческих людей, на которых авторы обмениваются друг с другом опытом, учатся вместе создавать качественную видеопоэзию на различных уровнях: визуальном и текстовом. В том числе развитию видеопоэзии в России поспособствовало участие в немецком фестивале «Зебра» группы московских энтузиастов во главе с литературным деятелем Александром Гавриловым, они сделали несколько роликов на стихотворения современных поэтов.

Фестиваль «Пятая Нога» – самый старый и представительный фестиваль видеопоэзии в России. Проводится с 2006 года. До этого он проходил под названием «ЗРЯ!». Кураторы фестиваля Андрей Родионов и Екатерина Троепольская отмечают, что видеоряд для поэтического текста – все равно, что пятая нога для живого существа.

Кроме фестивалей, видеопоэзия также развивается и в интернет-пространстве, что позволяет охватить обширную аудиторию, благодаря чему к этому жанру обращаются новые авторы.

Международный интернет-фестиваль видеопоэзии «Видеостихия» проводится на Южном Урале в Магнитогорске. Ежегодно творческие люди с разных уголков мира присылают своё видеоискусство. С каждым годом количество участников растет. В 2021 году фестиваль собрал рекордное количество заявок от участников – 375, что говорит о повышенном интересе к искусству видеопоэзии. В 2022 году интернет-фестиваль видеопоэзии пройдет в 5-ый раз.

Фестивали видеопоэзии действительно пользуются популярностью среди творческих людей. У современного общества есть запрос на создание своих собственных произведений видеоискусства как на стихи классиков, так и на свои собственные творения. Таким образом, с помощью технических средств молодое поколение информационно транслирует не только нашу культуру, но и формирует ее.

ЮЖНОУРАЛЬСКАЯ ВИДЕОПОЭЗИЯ

На Южном Урале поэты также активно развиваются в направлении видеопоэзии. Видеопоэзия довольна популярна среди челябинских поэтов: Янис Грантс, Виталий Кальпиди, Константин Рубинский, Александр Самойлов, Вадим Балабан создают различные видеоклипы на собственные стихи. Несмотря на то, что поэты работают в достаточно разнообразных современных техниках: игровое видео, документальное видео, flash-анимация, 3D-анимация, коллаж, можно выявить именно «уральские» черты и традиции видеотворчества. В первую очередь, многие уральские поэты ориентируются на современные массмедиа и для создания видеоклипов используют элементы массовой культуры. Также основной чертой уральской видеопоэзии является непосредственное участие самого автора в создании видеоролика, причем поэт выступает в различных ролях, например, в видеоролике на стихотворение Виталия Кальпиди  «Не разглядывай ночью мужчину» поэт выступает в качестве режиссера и создателя особой техники – авторской 3D-анимации. Также создатель визуальной поэзии может примерять на себя роль лирического героя произведения и выступать в качестве актера, например, как в видеоклипах Яниса Грантса («Мои», «Пью», «Дрель») и в видеоролике к стихотворению «Синоним» Евгении Рябининой. Довольно часто уральские поэты, работающие в жанре видеопоэзии, обращаются к концептуальной и документальной жанровым формам,  зачастую эти формы синтезируются в видеоклипах, что также можно считать отличительной чертой уральского видеотворчества.

Южоуральская видеопоэзия довольно прочно укрепилась в современной литературной культуре. Уральские авторы для создания своего видеотворчества используют множество различных современных техник, что свидетельствует об их вкладе в развитие такого явления как видеопоэзия.

ВАДИМ БАЛАБАН И ЕГО ВИДЕОТВОРЧЕСТВО

Вадим Балабан – уральский поэт, переводчик, музыкант, фотограф. Родился 16 октября 1978 года в городе Троицке Челябинской области, где и живет в настоящее время.

Фотография Вадима Балабана с портала Марины Волковой

Первые стихотворения Вадим Балабан начал писать еще в 6 классе. А спустя некоторое время отправил тетрадь своих произведений на городской молодёжный литературный конкурс. Так, в канун нового 1993 года, на странице местной газеты среди стихов других конкурсантов было опубликовано стихотворение и Вадима Балабана. С этого начался творческий путь Вадима Балабана как поэта.

Поэт участвовал в различных областных конкурсах, фестивалях. Ему удалось съездить в 2002 году на Уральский региональный семинар молодых литераторов в Каменск-Уральский. А за полгода до этого события ему делают предложение создать музыкальный рок-коллектив. Так, с Андреем Федотовым они организовали группу, которая впоследствии получила временное, а затем постоянное название «Отражение».

 

Фотография Вадима Балабана с портала «ГУЛ»

Стихи публиковались в журналах «Урал», «Зинзивер», «Гвидеон», «Василиск», «Плавучий мост», «Вещь», «Белый ворон», «Новая реальность», «Паровозъ», «Южное сияние» и других. Автор сборников стихов «Памятник» (2010), «Стихи. 1998–2013» (Челябинск, Издательство Марины Волковой, 2014, серия «Галерея Уральской Литературы»), «Нулевая Палата» (Кыштым, Мегалит, 2015, серия «Только для своих»). Участник антологий «Современная уральская поэзия. 2004–2011», «Русская поэтическая речь. 2016». Участник проекта «ГУЛ» («Галерея уральской литературы» и «Год уральской литературы»), автопробегов «ГУЛ».

Помимо поэзии и музыки Вадим Балабан занимается фотографией. Фотовыставка Вадима Балабана побывала уже в четырех городах Урала: Каменске-Уральском, Екатеринбурге, Челябинске и Троицке.

АНАЛИЗ ВИДЕОКЛИПА «ИЗ ПРИРОДЫ СНА И ВОДЫ»

В 2011 году на российском фестивале «СловоNova» жюри был отмечен видеоклип «Из природы сна и воды» на стихотворение Вадима Балабана. Видеоролик к этому стиху снят режиссером Ником Медведевым при поддержке неформального объединения «FILMMEDVED» в октябре 2011 года.

Единственным лирическим героем в стихотворении «Из природы сна и воды» выступает девушка, которая погружается в свой сон, в тот самый метафизический мир, и через него попадает в другое пространство, из которого невозможно вернуться в реальность. В видеоролике графически изображен силуэт девушки, переходящий в разные пространства. Переходы выполнены также за счет графических эффектов.

Кадр из видеоклипа Вадима Балабана «Из природы сна и воды»

В стихотворении Вадима Балабана есть очевидные ярко выраженные мотивы воды, сна и смерти, два из них отражены в заглавии. Мотивы переплетены между собой и вместе они создают должный эффект, оказывающий особое влияние на читателя. Читатель погружается в метафизическое пространство стихотворения. Данные мотивы довольно точно воспроизведены в визуальном ряде. На первом плане в видеоклипе выступает мотив воды, происходящее изображено словно через водную рябь, а в конце рябь перетекает в беспокойные волны, в которых растворяется девушка:

«…она спала и больше не проснулась

куда ушла откуда не вернулась

кого искала где остановилась

одна вода и люся испарилась»

Последние строки говорят читателю о конечности жизни. Визуальный ряд отображает эти строки яркой вспышкой света. Такой графический эффект точно передает погружение девушки в необратимый мир.

Также в видеоклипе использован эффект «затемнения краев», что также подсказывает читателю о другом темном, мрачном пространстве, из которого уже невозможно вернуться в реальный мир.

Прочитав стихотворение Вадима Балабана «Из природы сна и воды» и просмотрев видеоклип, можно сделать вывод, что в данном случае визуальное выполняет дополнительную функцию относительно стихотворения, находится в подчиненном положении. Видеоролик не раскрывает тайных смыслов автора стиха, не дополняет поэтический текст новыми образами, а именно визуализирует его, отражает. Стратегия создания видеоклипа заключена в воплощении поэтического текста на экране, в этом и заключается его уникальность.

АНАЛИЗ ВИДЕОКЛИПА «ЛИВИЙСКАЯ ПОМИНАЛЬНАЯ»

Видеоролик Вадима Балабана «Ливийская поминальная» также снят режиссером Ником Медведевым в 2017 году.

Видеопоэтический клип «Ливийская поминальная» совершенно отличается от предыдущей работы автора и режиссера. Если в видеоклипе на стихотворение «Из природы сна и воды» видеоряд представлен как дополнение к поэтическому тексту и никак не разнится с ним, то стих «Ливийская поминальная» представлен совершенно в иной форме и выполняет другие функции. Умение представлять свое творчество в различных формах видеопоэзии говорит о свободе творческой реализации, об индвидуальности авторского и режиссерского мышления.

Видеоклип «Ливийская поминальная» Вадима Балабана соединяет в себе визуальную и саунд-поэзию. В данном случае происходит слияние поэзии, звука и визуального, что позволяет погрузить читателя-зрителя в сюрреалистичный мир произведения.

Религиозно-мифологическая тема заложена в основу произведения. Лирический герой произносит молитву о погибшем «Муаммаре» (Каддафи) и новом всепоглощающем Левиафане (Уолл-стрит). В видеопоэтическом клипе монотонное прочтение стихотворения соответствует чтению молитв служителями церкви. Такое прочтение также погружает зрителя в измененное состояние сознания.

Важно отметить, что Вадим Балабан сам задействован в видеоклипе – он выступает в качестве актера. В начале видеоролика образ автора представляет переход из реального мира в сюрреалистичное пространство. Сменяющиеся кадры с элементами быта (обшарпанный старинный дом, старая печь) не сопровождаются звуком. Чтение стихотворения начинается позже. Начальные кадры выступают неким погружением в мир сна. В последнем кадре актер ложится на постель и засыпает.

Кадр из видеоклипа Вадима Балабана «Ливийская поминальная»

Далее происходит контрастный переход уже к другому пространству. В видеоряде меняется всё: динамика кадров, цвет изображаемой картинки, образы, пространство. Пустыня, в то же время стихия воды, образы детей с оружием, разрушенные здания – все это указывает на апокалиптичность пространства. Авторы намеренно допускают несовпадение визуального и прозаического текста для появления яркой образности. Таким образом, мотивы стихотворения становятся единым целым, точнее и ярче передают смысл произведения, что говорит о концептуальном характере видеопоэтического клипа.

Можно сделать вывод, что в данном видеоклипе «Ливийская поминальная» все составляющие (видеоряд, поэтический текст и звук) выполняют свою «миссию», но при совместном звучании образуют единое целое, в котором отражается атмосфера и мотивы произведения Вадима Балабана.

В видеороликах Вадима Балабана, как и во многих его лирических произведениях, прослеживается явная отсылка к эстетике советского кинорежиссера Андрея Тарковского. Аскетичный быт, медленные кадры, отзвук апокалипсиса, искания – всё это свойственно индивидуальному стилю Тарковского. Советскому кинорежиссеру и уральскому поэту характерно фотографичное или, скорее всего, живописное построение кадра, чем классическое киношное.

Сопоставление кадров из видеоклипов Вадима Балабана и Андре Тарковского:

Андрей Тарковский «Ностальгия», 1983 г.

 

Вадим Балабан «Ливийская поминальная», 2017 г.

 

Литература

  1. Артамонов, А. Стихи vs. видео[Электронный ресурс] /
    А. Артамонов // «Сеанс». – – Режим доступа: https://seance.ru/articles/videopoetry2016/
  2. Давыдов, Д. М. Видеопоэзия как феномен и как разнообразие практик [Электронный ресурс] / Д. М. Давыдов // Русский гулливер. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www.gulliverus.ru/ gvideon/?article=184
  3. Костюков, Л. Поэтический клип как явление литературы [Электронный ресурс] / Л. Костюков // Арион. – 2006. – №3. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/arion/2006/3/ko30.html
  4. Семьян, Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2006.
  5. Семьян, Т. Ф., Смышляев Е. А. Видеопоэзия в формировании нового читателя // «Вестник Челябинского государственного педагогического университета». – 2017. – № 10.
  6. Татаурова, О.Э Стратегия продвижения региональной поэзии на примере Уральской поэтической школы [Электронный ресурс] / О.Э Татаурова. – URL: https://vkr.pspu.ru/uploads/3463/Tataurova_vkr.pdf