Виртуальный музей писателей
Южного Урала

«Где дом» Рубинской

Поэтика книги стихотворений «Где дом» Н. Б. Рубинской

Жанр

Произведение Н. Б. Рубинской «Где дом» написано в 2017 году, однако до сих пор является малоизученным. С точки зрения жанровой номинации это книга стихотворений, поскольку в каждом стихотворении присутствуют повторяющиеся мотивы и образы. Всё объединено общей идеей, звучащей в названии книги – поиском дома, приюта для души. Согласно исследователю Н. Л. Лейдерману, «книга стихов может стать конструктивным воплощением осердеченного и осмысленного мира», что в полной мере проявляется в произведении Н. Б. Рубинской, поскольку в книге «Где дом» автор выстраивает целостный мир, наполненный эмоциями и переживаниями лирической героини.

Обложка книги стихов Н. Б. Рубинской «Где дом»

 

Заголовочный комплекс представляет собой одновременно риторический вопрос и утверждение, не содержит графического символа вопросительного знака, что является важным для понимания основной идеи книги. В ней лирическая героиня рассуждает о том, что является ее домом, однако ответ на вопрос известен – дом там, где живет душа, где прошли лучшие годы детства. Это подтверждает главный прием, используемый Н. Б. Рубинской в своем произведении – антитеза. На противопоставлении построены не только два пространства, но и главные мотивы произведения – мотивы жизни и смерти. Именно они лежат в основе образов двух «домов» – далекого солнечного Крыма детства и серой реальности современного города.

Образ Крыма

Крым в книге «Где дом» – место, связанное с самыми теплыми воспоминаниями, в нем царит уют и покой, а душа ощущает простор и волю. В «крымских» стихотворениях присутствуют указания на античную мифологию, например, упоминаются имена героев древнегреческих мифов (Прометей, Пандора, Эол, Зевс в стихотворении «О Крымском крае, родине моей» или, к примеру, Ахиллес, Поликсена, Гекуба, Приам в стихотворении «Поликсена. То бабочка, то антик из древней Трои»). Доминирующее место занимают образы природы: моря, солнца, песка, экзотических животных («жирафа», «черепах», игуана, «ящерки-подруги» и т. п.). Кроме того, здесь царит вечное лето, мир наполнен теплом и красками, что выражается с помощью ярких метафор, эпитетов и в совокупности делает эти стихотворения легкими, солнечными, наполненными приятными воспоминаниями:

Жизнь стрекочет, суетится,

то вспорхнёт, то занырнёт…

Таким образом, это пространство представляет собой торжество жизни, является практически райским местом.

Природа Крыма

Образ города

Противопоставлено Крыму другое пространство – серый и мрачный город, в котором на смену ярким природным картинам, олицетворяющим кипение жизни, приходят образы телесности и безобразности:

струпья кожи висят, где блестел бурнус,

где помадный след – там зияет зев

глотки, чей язык враз утратил звук:

страшно-страшно всем…

Холодная мрачная реальность, выражающаяся в бытовых зарисовках, далёких от сказки, и, неслучайно, в описании зимней природы, показывает нам некую рамочность, замкнутость и суету, от которой никуда не деться, что порождает мотивы смерти, тоски, одиночества, безысходности:

Бедное тело уходит от власти ума.

Лучшая поза – к ключицам скрещённые руки.

Прием антитезы как ключевой элемент произведения

Оба пространства являются своеобразным домом для лирической героини, но Крым – дом души, а город – реальность, в которой она находится. Противопоставление «домов» проявляется даже на уровне лексики: для крымских стихотворений характерно использование устаревших слов или их форм (например, дщерь, выя, очи, гиматий, хитон, в облацех) – указание на ушедшее детство, в то время как в произведениях, связанных с городом, повсеместно употребляются окказионализмы, разговорная и сниженная лексика, жаргонизмы (к примеру, тыща, бабенция, снежнеющий, без выкрутас, ни лжой, ни мздой, ни мстюшек, шпанёныш, ужо, щас, пошутковали, вишь, не влом, о’кей, шишкопады, шкандыбает и мн. др.)  – олицетворение грязной реальности, что делает городское пространство приземлённым и порочным.

По принципу антитезы построены и мотивы любви: любовь к человеку у Рубинской – утраченная, лирическая героиня устает от нее и уходит, но вместо этого обретает любовь к природе и всем живым существам: птицам, животным, растениям. Например:

Ты поздно возлюбил меня.

Стихи мои живьём читаешь,

приехать к празднику мечтаешь –

подбросить в жизнь мою огня.

Ты припозднился, мой дружок.

Другие радости лелею:

люблю-то Боженькин лужок,

космею под Кассиопеей,

люблю укромны закутки,

и с роской заводи, и плавни,

земные травочки-цветки,

и ход ладей небесных плавный.

Ты уваженьем мне воздал,

мой милый, только опоздал.

Более того, жизнь ярче всего представлена в стихотворениях о детстве, Крыме, природе и сопровождается множеством образов флоры и фауны, а смерть реализуется в образе города и мотивах зрелости лирической героини и ее родных. К примеру, «День набирает силу не спеша…»:

Жизнь светится, сияет, свиристит

то иволгой, то ласковой синицей…

Обратное видим в других стихотворениях поэтессы:

Куда ты, фея юность, увелась?

О, как вы, фрау смерть, перестарались!..

Заметим, что эти строки построены по принципу параллелизма, что придает им наибольшую выразительность и образность.

Н. Б. Рубинская в саду

Музыкальность поэзии Рубинской

Неизменным для Натальи Рубинской остается мотив музыки, который в данной книге тесно переплетается с мотивом природы, а музыкальные образы обретают облик:

Ритмы тают: светло, теплынь,

реет полдень. Корнет осёкся.

Вместо блюза цветёт полынь,

доктор Блюз на траве разлёгся.

Музыка для поэтессы была и остается не просто видом искусства и самовыражения – это основа жизни. Музыка сама по себе есть жизнь, и для Рубинской она важна не меньше любви, поэтому в данной книге, как и в остальных, ей отведена главная роль. Так, музыкальность, чаще встречающаяся в «крымских» стихотворениях, придает им особую легкость, воздушность, рождает мотив свободы.

Также на протяжении всего произведения встречаются имена композиторов: Моцарта, Баха, Пьяцоллы, Шопена, Шумана, Куперена и других, что говорит об их значимости как для лирической героини, так и для самого автора. Они красной нитью проходят через всю ее жизнь. Как, например, в строках:

…Зачем он музыку меняет?

Танго прекрасно, хоть старо!»

Но Астор дело жизни знает.

Некто ведёт его перо.

Недаром в одном из интервью Н. Б. Рубинская говорила следующее: «В моей жизни всегда было две линии: линия музыки (она первична) и линия поэзии. Эти две линии постоянно пересекаются, они, лучше сказать, даже изначально переплелись».

Н. Б. Рубинская играет на флейте

Автобиографизм книги

С музыкой и Крымом связаны элементы автобиографизма, встречающиеся в книге, например, в стихотворении «Память» героиня ностальгирует о «нежном прошлом, крымской родине». Кроме того, в заголовках стихов упоминаются названия мест, в которых лирическая героиня проводила время как в детстве, так и во взрослом возрасте («Чебаркуль. Лесная улица», «Детская Алупка», «Мы жили тогда в Джемиете», «О птичьем царстве Тургояк» и др.), также встречаются связанные с биографией автора события и люди. Ведь неслучайно данная книга стихов имеет посвящение, «Маме и сыну с любовью», – автор в книге «Где дом» максимально сближается с лирическим героем. Это особенно ярко прослеживается в стихотворении «Розы, поникающие в вазах, высушиваю и отдаю бабушкиному портрету»:

Без бабушки живу двенадцать лет,

и матушка моя совсем седая,

и сына серебристые виски

покоя не дают уже давно.

На протяжении всей книги читателя сопровождает огромное количество образов растений и животных. Вот лишь малая часть: липа, вяз, бук, граб, ёлка, каштан, платан, кедр, олива, рябина, вишня, шиповник; гиацинты, лаванда, розы, нарциссы; краб, тритон, ящерица, мидии, моллюски, альпака, лама, львы, кузнечик, стрекозы, лошадь; чайки, зяблик, орлы, иволга, синица, дрозд, ворона, зуйки и мн. др. При помощи приемов парцелляции и аллитерации, вплетенных в стихотворения, автор стремится объять весь мир флоры и фауны, воспевая и передавая его красоту и безграничность.

Как видим, в основе всей книги стихотворений Рубинской «Где дом» лежит принцип антитезы: жизнь-смерть, Крым-Урал, природа-город, детство-зрелость и т. д., и за счет данных сравнений автор показывает читателям полярные картины, оставляя за ними право выбрать более близкую реалию.

Библиографический список

  1. Лейдерман, Н. Л. Теория жанра / Н. Л. Лейдерман. – Екатеринбург: ИРА УТК, 2010. – 906 с.
  2. Рубинская, Н. Б. Где дом / Н. Б. Рубинская. – Челябинск: Цицеро, 2017. – 148 с.
  3. Субботина, Ж. Б., Чернов, Д. А. Рубинская Наталья Борисовна / Ж. Б. Субботина, Д. А. Чернов // Литературная карта Челябинской области. – 2019. – Режим доступа : URL: http://litkarta.chelreglib.ru/persons/writers/rubinskaya-natalya-borisovna/ (дата обращения: 08.04.2023).