Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Кыштым в поэзии А.Петрушкина

Кыштым в поэзии А. Петрушкина

«Гений места» – это концепция, которая связана с особенным духом или характером пространства, которое влияет на жизнь людей, проживающих здесь. Это может быть связано с историей, культурой, природными особенностями и другими аспектами местности. Гений места может вдохновлять людей, влиять на их творческий потенциал и вообще оказывать влияние на их жизнь и судьбу.

Места, богатые genius loci, могут быть различными: это могут быть исторические города, где сохранены архитектурные памятники и культурные традиции; это могут быть природные парки и заповедники, где сохранены уникальные экосистемы; это могут быть места с особым духовным зарядом, такие как святыни и храмы.

Такие места важны, потому что они помогают нам связаться с историей и культурой нашей страны, с природой и ее красотами. Они вдохновляют нас на творчество и помогают раскрыть наш потенциал. Кроме того, они способствуют сохранению культурного наследия и природных ресурсов для будущих поколений.

Гений места (с лат. genius loci пер. как «дух места», гений локуса) — в римской религии дух-покровитель того или иного конкретного места. Латинское выражение стало популярным у писателей XVIII века и сейчас применяемо к человеку, который оберегает неповторимую атмосферу места.

Связь genius loci и человека обусловлена тем, что восприятие наделяет место какими-то ассоциациями, создавая из обрывков чужих впечатлений свой собственный образ.  Чувство духа места имеет некие сходства, общие для многих людей, и способно меняться с течением времени или переносить акценты.

В России в основном такими местами являются Москва и Санкт-Петербург. В Петербурге genius loci – Ф. М. Достоевский, А. Белый, С. Т. Григорьев и др., а в Москве – М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак, В. Пелевин.

Южный Урал богат своими гениями места. У Челябинска это – Янис Грантс, Виталий Кальпиди, Александр Самойлов и другие. В своем творчестве они описывают и мифологизируют различные локации Челябинска. Например, Александр Самойлов в своем сборнике «Маршрут 91» составляет карту города, где каждой остановке он посвящает стихотворение. Виталий Кальпиди пытается создать всеобъемлющий миф об уральской поэзии, Урале, вписывая в него Челябинск. Янис Грантс встраивает в свои художественные тексты реальных персонажей (друзей, коллег по цеху) и истории из своей жизни.  Уральский писатель как в поэзии, так и в прозе активно использует конкретные топонимы города: парк Гагарина, парк Пушкина, завод ЧМК и о многих других.

Александр Петрушкин

Кыштым/Тыдым: авторский миф

Не только Челябинск становится центром внимания гениев места, но и такой город, как Кыштым, не остался без внимания. Александр Петрушкин в своем творчестве создает поэтический облик города, разрабатывает авторский миф о Кыштыме/Тыдыме.

А. Петрушкин, руководитель и создатель фестиваля:

«Про Тыдым, я обычно отвечаю так: есть Кыштым – город работящих и славных людей, а у него есть еще и обратная сторона, даже не обратная, а просто его восьмое измерение – место счастья или персональный рай. Так бывает с людьми – вот живут они, суетятся и прочее, и прочее – но вдруг в неопределенном месте, где проходили тысячи раз, испытывают невероятное и беспричинное, даровое счастье – вот это ощущение и есть то самое восьмое измерение, оно и есть Тыдым».

Миф о Тыдыме на протяжении 12 лет поддерживался фестивалем «Тыдымские чтения», который ежегодно проходил в летний период с 2007 по 2019 год в Кыштыме. Фестиваль стал одним из самых значимых культурных событий региона.

На Тыдымских чтениях собирались писатели, поэты, критики и другие представители литературного сообщества. Они делились своими произведениями, обсуждали актуальные темы и проблемы современной литературы, а также проводили мастер-классы для начинающих авторов.

Кроме того, на фестивале проходили выставки, концерты, театральные представления и другие мероприятия, которые позволяли зрителям погрузиться в атмосферу литературного творчества и насладиться красотой природы Красноярского края.

Тыдымские чтения – это не только возможность для литературных деятелей показать свои творческие достижения, но и способ привлечения внимания к культуре и искусству на местном и региональном уровнях. Подробнее о Тыдымских чтениях можно узнать по ссылке: Тыдым/Кыштым: Тыдымские чтения — Виртуальный музей писателей Южного Урала (susu.ru)

Тыдымские чтения

Облик Кыштыма в поэзии А. Петрушкина

Образ Кыштыма в стихотворениях Петрушкина является символом неограниченной фантазии и мифа. Этот город становится центром вселенной, где нет границ между реальностью и фантазией. В нем можно увидеть все, что угодно – от медведей на велосипедах до летающих ковров. Зимний пейзаж Кыштыма создает чувство уединения и тишины, а в остальное время года город наполнен яркими красками и необычными событиями. Кыштым в стихотворениях Петрушкина помогает создать образ Чистилища. Это то место, где все возможно и где каждый может найти свое место и свою судьбу.

Топонимика Кыштыма в стихотворениях Петрушкина является ключевым элементом его поэзии. Она позволяет провести параллели между реальным пространством и вымышленным, мифическим.  Вымышленный город становится символом экзистенциальных, мрачных, хронических образов без пространства и времени:

 

<…> конечная станция новый год Гомер Илиада

законы Дао отменены наличьем Урала

новый почти человек состоит из снега в снегу

— поговори со мной — говорю ему

конечная станция нежный кастет в кармане

тонкие кости ветра из пустопорожней вербы

отсутствие времени и темноты тебя не обманет

— не

поговоришь со мной? —

бог говорит мне <…>

 

Озёра описываются как места, где можно найти умиротворение и покой. Вода в озёрах является символом чистоты и прозрачности, которые помогают очистить душу и мысли.

Однако, в поэзии Петрушкина образ озёр также имеет темные оттенки. Озёра могут быть местами, где скрыты тайны и загадки. Вода – это загадочный и мистический символ, который может вызывать ужас и восхищение одновременно. Отражение как зазеркалье становится проводником в потусторонний мир:

 

<…> и ложь отражение правды <…>

<…> то же что рисовать кисточкой по воде

нижнекыштымского пруда <…>

 

Таким образом, образ озёр в поэзии Петрушкина отражает разные стороны жизни — красоту и опасность, чистоту и загадочность. Они помогают создать образ мира, который полон противоречий и загадок, где каждый может найти свой путь и ответы на свои вопросы.

Одно из наиболее известных стихотворений Александра Петрушкина –Тыдымский ной. В нем автор играет с понятием «Кыштым» обозначая его окказиональным топонимом «Тыдым».  Стихотворение наполнено метарелистическими образами, метаметафорами («и лепит из снежков своих копыт / тех, кто до рождества в воде укрыт»), сюрреалистичными образами и мифологемами (Пана, Ной). О том, что речь идет о Кыштыме мы можем догадаться только по заглавию стихотворения. Сами же образы создают абсолютно хаотичный, словно только зарождающийся мир:

 

<…> и тихий плотник или местный Ной

идёт по воздуху со всей своей семьей

под мошкарою снега занебесной,

несёт свой род, как сосны, издали. <…>

Александр Петрушкин, на манер еще одного уральского мифотворца В. Кальпиди, создает локальный миф, демонстрирует, каким образом и с помощью каких приемов возможна мифологизация пространства.

А. Петрушкин изменяет традиционные мотивы и образы, трансформирует их. Такие исследователи как Р. М. Комадей и Ю. С. Подлубнова, говоря о метаморфозах в современной поэзии, отмечают, что А. Петрушкин «выводит предмет из его обыденной данности и дает его в медленном развертывании и многочисленных ракурсах, в сложных пространственных трансформациях, проецируя вещь в кодирующие системы мощных культурных, часто мифологических, текстов, выявляющих смысловую структуру наблюдаемого».

В другом стихотворении «Кыштымское рождество» Петрушкин описывает зимний пейзаж Кыштыма, где снег покрывает все вокруг и создает чувство отчуждения и немоты. Создается ощущение полного одиночества, лирический герой ведет диалог с самим собой. Преобладает и угнетающая атмосфера, негативно влияющая на героя:

 

<…> как «-20» эта водка плывет во мне из яблонь лодка

мороз мороз пустой кыштым

[плывет за ангелом один]

плывет как «-20» только их наблюдаешь ты со спин <…>

 

Стоит обратить внимание на текст, выделенный квадратными скобками, похожий на внутреннюю речь героя. Данный прием придает стихотворению мистический оттенок, поскольку читателю не объясняется, говорит ли лирический герой сам с собой или кто-то извне нашептывает ему слова: [остынь остынь] ; [немой с немым]; [как смерть иным] и т.д. Также стоит обратить внимание на то, что если мы будем рассматривать данные отрывки в отдельности от основного текста у нас получится отдельное произведение, что, опять же, демонстрирует нам двойственную природу мифа о Кыштыме/Тыдыме, некую параллельную реальность.

Хтонический Кыштым в поэзии Петрушкина – это мрачный и загадочный город, скрытый под землей. В нем царит темнота и холод, а воздух пропитан запахом гнили и разложения. Здесь обитают темные существа, которые живут в подземных пещерах и туннелях. Кыштым становится символом подсознания, местом, где скрыты все наши страхи и тайны. В поэзии Петрушкина хтонический Кыштым является местом, где можно найти ответы на самые глубокие вопросы о жизни и смерти. Это место, где можно встретиться с духами предков и получить от них мудрость и знания. Образ хтонического Кыштыма в поэзии Петрушкина помогает создать образ загадочного и мистического мира, который привлекает своей тайной и неизведанностью.

Поэзия Петрушкина описывает мир как полный противоречий и загадок, где красота и опасность, чистота и загадочность сосуществуют в образе озёр. Они символизируют жизнь и прекрасную природу, которая окружает нас, но также скрывают тайны и могут быть опасными. Образ озёр помогает создать образ мира, где каждый может найти свой путь и ответы на свои вопросы.

previous arrow
next arrow
Slider

Библиографический список

  1. Гений места. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Гений_места (дата обращения : 04.05.2023).
  2. Ивкин, С. Александру Петрушкину / С. Ивкин. — https://sites.google.com/site/wronkain/sobesedniki/sergej-ivkin (дата обращения : 04.05.2023).
  3. Орлова, Е. Гений места / Е. Орлова. — https://aesthesis.ru/magazine/june17/genius-loci (дата обращения : 04.05.2023).
  4. Петрушкин, А. Тыдымский дневник. Воспоминание о Эдеме / А. Петрушкин. — Изд-во «Издательские решения», 2019. — 291 с.
  5. Подлубнова, Ю. Тревожащие недочерновики / Ю. Подлубнова. — https://sites.google.com/site/wronkain/referentnaa-gruppa/ulia-podlubnova-trevozasie-nedocernoviki (дата обращения : 04.05.2023).
  6. Пермяков, А. Геометрия воды, огнь хлеба / А. Пермяков. — https://znamlit.ru/publication.php?id=6416 (дата обращения : 04.05.2023).
  7. Комадей, Р. М. Пейзажи, природные компоненты и категория природы в лирике В. Кальпиди [Электронный ресурс] / Р. М. Комадей, Ю. С. Подлубнова. — Екатеринбург. — С. 106-109. — peyzazhi-prirodnye-komponenty-i-kategoriya-prirody-v-lirike-v-kalpidi.pdf (vk.com) (дата  обращения : 14.05.2023).