Основные мотивы в творчестве Натальи Рубинской
Музыка и поэзия
Лирика Натальи Борисовны Рубинской отличается особой музыкальностью и легкостью. Этой мелодичности подчинены как сюжеты стихов поэтессы, так и их мотивы. О своих произведениях Н. Б. Рубинская пишет: «Наверное, это (стихи) и есть моя внутренняя эмиграция. Из социума не выскочить, но я таким образом спасаюсь и спасаю других». Потому в творчестве поэтессы принципиально важен мотив музыки – ею пропитано каждое стихотворение.
Н. Б. Рубинская
Сборник её стихотворений «Бродячая музыка» – живой пример того, как могут объединяться музыка и литература на страницах книги. Читая стихи Рубинской, невольно успокаиваешься, словно погружаясь в медитацию, завороженный музыкой слов, на которых поэтесса играет, как на струнах. Именно эта мелодичность, пронизывающая и сюжет, и мотивы стихов, придает им необычайную легкость, которой хочется наслаждаться. Музыкой пропитана каждая строчка – от маленького листочка до минуты тишины, от утреннего пробуждения до вечернего заката:
«Сумерки. Ссыпалась вся позолота.
Воздух пустующий сделался густ,
плачут ворота, и жалкая нота
вяжется с ниткой рябиновых бус».
Неслучайно сборник называется «Бродячая музыка», ведь это не только название книги стихов, но еще и состояние души лирической героини и самой поэтессы, поскольку вся ее жизнь напрямую связана с музыкой. Так, мотив музыки является доминирующим в творчестве Рубинской, на нем строятся остальные образы и мотивы ее поэзии.
Н. Б. Рубинская
«Чистое созерцание – моя эмиграция внутрь»
Герои Натальи Рубинской – потерянные люди, стремящиеся к желанной свободе и покою, что выражается через мотив полета («вылетев из зданий, летит туда, где нет бетонных стен», «легок мой лёт-перескок»). В этом также проявляется мотив тоски по дому, отчужденности, одиночества. Лирическая героиня ставит ряд риторических вопросов: «где же быть, пестуя заброшенность?», «где эта крепость, форт, маяк // там волны жарче, чем коньяк. // там не бывает гость непрошенным» [1].
Еще один важный мотив в творчестве Натальи Рубинской – мотив одиночества. Однако это не то одиночество, которое мы привыкли видеть: не одиночество как пустота, безвыходность и непонимаемость. Оно, наоборот, подобно созерцанию, радости оказаться в тишине, никуда не спешить, побыть одному там, где хочется и как хочется:
«Живу на лунном берегу
среди цветов и трав,
молчу великую тугу
о том, кто так не прав».
С мотивами легкости, свободы и одиночества соотносятся также природные мотивы. Именно в созерцании природы лирическая героиня спасается от давящих «бетонных стен». На растительных и животных образах строится большое количество изобразительных средств, используемых Рубинской в своих произведениях. Даже любовь в стихотворениях поэтессы описывается через природные образы:
«любовь моя ласточка
казанское золотце
с очами ручьистыми
зелеными влажными».
Н. Б. Рубинская на природе
Напрямую перекликается с мотивом созерцания мотив жизни. Он раскрывается за счет принципа антитезы: «жизнь – смерть», «да – нет», «вопрос – ответ» и т. д.:
«Поэт, вот он в книжицу тычет,
неброский цитируя слог.
Не жизнь? Только нечет да вычет?
Нет! Лавра душистого стог!»
Рассматривая природные мотивы, мы можем найти связь с мотивом осени, символизирующим увядание, одиночество, некую усталость, которая передается и лирической героине, из чего вытекает еще один мотив – мотив смерти. Однако для героини на первом плане – жизнь и поиск лучшего, положительного, что встречается в строках:
«А я не дыша выживаю в концерте.
Поротой помертвею на чье-то игре.
Но вовремя вспомню о смерти.
И встрепенусь гореть».
Желание уйти от этой суеты через созерцание природы и полет создает особый иллюзорный внутренний мир, в котором господствуют нежные природные образы, а жизнь торжествует над смертью. Здесь лирическая героиня находит покой и гармонию с собой, так, Рубинская пишет: «Чистое созерцание – моя эмиграция внутрь».
Как мы можем видеть, основные мотивы связаны между собой: мотивы легкости, свободы и одиночества, торжество жизни над смертью, а также образ небес и полета, гармоничность и мелодичность формируют религиозный мотив, присущий всей поэзии Натальи Рубинской, и придают невероятную притягательность ее творчеству.
Библиографический список
- Рубинская, Н. Б. Бродячая музыка: сборник стихов / Н. Б. Рубинская. – Челябинск: Цицеро, 2004. – 92 с.
- Субботина, Ж. Б., Чернов, Д. А. Рубинская Наталья Борисовна / Ж. Б. Субботина, Д. А. Чернов // Литературная карта Челябинской области. – 2019. – Режим доступа : URL: http://litkarta.chelreglib.ru/persons/writers/rubinskaya-natalya-borisovna/ (дата обращения: 24.03.2022).