Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Самолет в Боливию

Поэтика сборника «Самолет в Боливию»

В статье анализируется поэтика сборника Александра Самойлова «Самолет в Боливию», ключевым элементом которой является абсурдистское заглавие, отсылающее к традициям ОБЭРИУтов, а также поэтов Лианозовской школы. Название трактуется как символ утопического бегства от советской действительности, где Боливия — мифологизированное пространство, а самолет — метафора движения и иллюзии. Рассматриваются основные мотивы: смешение времен и пространств, память, идентичность, социальная критика, выраженные через иронию, аллюзии и сюрреалистические образы. На примере стихотворений показано, как автор трансформирует привычные нарративы, создавая поэтику абсурда.

обложка книги

ПОЭТИКА ЗАГЛАВИЯ СБОРНИКА «САМОЛЕТ В БОЛИВИЮ»

Название сборника «Самолет в Боливию» является ключом к пониманию поэтической концепции Александра Самойлова. Это заглавие намеренно абсурдистское и авангардное, что отсылает нас к традициям Лианозовской школы русской поэзии, которая, как пишет известный ученый-литературовед, исследователь поэзии Генриха Сапгира Ю. Б. Орлицкий, «опиралась на традиции авангардизма и предполагала достоверное воссоздание современной действительности, в ней отвергались идеализация и назидательность» [3]. Лев Оборин в статье «Андеграунд и авангард: от Лианозовской школы до Айги» пишет: «Лианозовская школа стала средоточием «второго авангарда» в русской поэзии; к её открытиям восходит множество текстов и приёмов позднейших авторов, от московских концептуалистов до поэтов сегодняшнего поколения 30-летних» [2]. Основным предметом художественного осмысления стал быт городских окраин, примером чего может послужить сборник стихотворений «Жители барака» Игоря Холина. Также для их поэзии характерно обращение к разговорной речи, что присуще и сборнику «Самолет в «Боливию».

Выбор Боливии как пункта назначения не случаен. Эта страна, малознакомая большинству читателей, символизирует далекое, почти мифическое пространство. Она ассоциируется с революционной деятельностью Че Гевары, что создает напряжение между идеалами революции и реальностью советской жизни (которая часто упоминается в сборнике). «Самолет» в этом контексте становится символом стремительного движения, возможно, бегства или тяготения к утопии. Концепция сборника раскрывается через это заглавие: это путешествие через абсурд советской действительности к неким идеализированным представлениям о революции и свободе. Однако сама абсурдность названия подчеркивает иллюзорность этого путешествия. Важно отметить, что в сборнике не так много локальной топонимики, образности и мифов, как в предыдущих его книгах стихотворений (Киргородок, Маршрут 91, Дворы). Вместо этого автор оперирует более широкими, общесоветскими и международными образами и понятиями: Ленин, капитализм, Москва, фатер, мутер и т. д.

Рассмотрим на примере стихотворения «Берегись автомобиля» как раскрывается поэтика абсурда, которая была заложена в названии сборника:

«Это была не комедия,

а драма.

Первая женщина в СССР

чемпион по автогонкам

хотела сделать спортсменом

своего ребёнка».

мама

Здесь автор сразу же подрывает ожидания читателя, трансформируя известную комедию в драму и вводя неожиданного персонажа.

В данном стихотворении, как и во всем сборнике, можно увидеть множество неожиданных поворотов сюжета, что присуще абсурдистской традиции:

«Не Деточкин воровал автомобили,

а его мама».

Как говорилось выше, Боливия ассоциируется с революционной деятельностью Че Гевары. В стихотворении эта тема раскрывается через образ матери Деточкина, Самойлов использует авангардный прием сопоставления разрозненных образов и идей:

«А маме сказали:

— И молодым, и старым

найдётся место

в отряде Че Гевары».

Название намекает на некое путешествие, возможно воображаемое. В стихотворении мы видим смешение реального фильма и вымышленной истории:

«Было принято решение

вместо мамы посадить сына.

И, чтоб замести все следы,

снять об этом смешную кинокартину».

Поэтика заглавия «Самолет в Боливию» задает тон всему сборнику, подготавливая читателя к восприятию текстов, построенных на абсурде, иронии, политических аллюзиях и неожиданных сопоставлениях. Оно отражает основную концепцию сборника: исследование противоречий советской действительности через призму авангардной поэтики и абсурдистского юмора.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ «САМОЛЕТА В БОЛИВИЮ»

Сборник состоит из 76-и стихотворений, не имеющих явной линейной связи, но объединенных общими темами и мотивами:

  • Время и пространство: в стихотворениях часто смешиваются различные временные пласты и пространства. Например, в стихотворении «Дорогие фатер и мутер!» лирический герой путешествует во времени, встречая своих родителей в разные периоды их жизни.
  • Тема памяти и идентичности: многие стихотворения исследуют вопросы памяти, самоопределения и поиска себя. Например, в стихотворении «В прошлой жизни нет…» лирический герой говорит о неопределенности своего происхождения и идентичности.
  • Абсурд и сюрреализм: многие стихотворения содержат элементы абсурда и сюрреализма, что создает ощущение нестабильности и неопределенности мира. Например, стихотворение о правилах проезда в общественном транспорте, где смена личности происходит во время поездки.
  • Социальные и исторические мотивы: в некоторых стихотворениях присутствуют отсылки к историческим событиям и социальным проблемам, как в стихотворении о «пролетарском чутье» и объединении Судана.

Сборник исследует вопросы идентичности, памяти и времени через призму современного, часто сюрреалистического взгляда на мир. Примером может послужить стихотворение «Раньше человек изнемогал под тяжестью греха…», в котором автор сравнивает современные финансовые трудности с религиозными концепциями греха:

«Раньше человек изнемогал под тяжестью греха,

а теперь изнемогает под долгами за ЖКХ»

«Раньше с такими грехами не пускали в рай,

а теперь с такими долгами не пустят в заграничный

край».

жкх

Александр Самойлов в своем сборнике иронизирует над современными людьми, в частности – поколением социальных сетей, что видно в стихотворении «Социальная сеть будущего…», в котором раскрывается мрачная альтернатива стремительному развитию технологий:

«Социальная сеть будущего —

сайт Федеральной службы судебных приставов.

Никаких постов.

Никаких комментариев.

Никаких лайков.

Только фамилия и сумма долга».

Сборник «Самолет в Боливию» Александра Самойлова — произведение, в котором автор создает уникальную систему мотивов и образов, отражающих его личные переживания, социальные реалии и философские размышления. Поэтика Самойлова характеризуется минимализмом, лаконичностью и глубиной, что позволяет ему передать сложные эмоции и идеи через простые, но выразительные образы.

Через все стихотворения сборника проходит мотив несоответствия, который создает у читателя когнитивный диссонанс. Автор намеренно сталкивает несовместимые понятия, чтобы опять-таки подчеркнуть абсурдность мира:

«Не было в нём

ни классовой ненависти,

ни испанской грусти».

Автор часто обращается к обыденным ситуациям, что выражает мотив повседневности и быта:

«Мама рис варила.

Мама говорила…».

рис

При создании образов Самойлов обращается и к уже устоявшимся в литературной традиции образам. В нескольких стихотворениях можно увидеть образ «маленького человека», незаметного и неинтересного. Этот образ подчеркивает незначительность отдельной личности в современном мире:

«Человек неинтересной судьбы

вышел из тени одной заводской трубы».

труба

В стихотворении «О жизни и смерти» ярко представлен образ бюрократа, погруженного в рутину и не способного обсуждать глубокие темы. Образ символизирует отчуждение человека от важных жизненных вопросов из–за бюрократической системы:

«Дела, знаете ли, меня совсем одолели.

Совершенно никто не хочет работать!»

Самойлов в сборнике создает такой мир, в котором деньги являются мерой ценности человека. Поэтому образы денег и материального благополучия можно увидеть во многих стихотворениях, и, конечно, коннотация у них будет негативная:

«И в жопу пойдешь,

если нет миллиарда?»

«Самолет в Боливию», как уже говорилось раннее, наполнен бытовыми образами, одним из них становится еда, которая выступает в роли метафоры жизни:

«Все стихи мои про еду.

Я, наверно, это. Пойду».

В сборнике ярко звучит тема памяти, поэтому в стихотворениях можно встретить образы прошлого и ностальгии:

«Встретишь Ленку из восьмого —

передай, что я любил».

И, конечно, образы, заложенные в названии сборника, образы абсурда и иронии. Они раскрываются через ситуации, которым присущи эти качества. Именно эти образы отражают авторский взгляд на абсурдность современной жизни:

«Поскорее бы внедрили

искусственный интеллект!»

Итак, система образов в этих стихотворениях создает разностороннюю картину современной жизни, в которой переплетаются темы одиночества, отчуждения, поиска смысла, критики общества потребления и бюрократической системы. Автор использует яркие, часто ироничные образы для отражения противоречий и проблем современного человека в урбанистической среде. Эта система мотивов и образов создает сложное поэтическое пространство, в котором Самойлов исследует взаимосвязи между личным опытом, историей, культурой и современностью, используя ироничный и критический взгляд на окружающую действительность.

ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ «САМОЛЕТА В БОЛИВИЮ»

самойлов

Традицию авангарда главным образом отражает перформативность сборника. Именно она играет важную роль в восприятии и интерпретации стихотворений. К презентации сборника, на странице Александра Самойлова ВКонтакте, был приурочен флешмоб, в котором раз в неделю автор выкладывал видеоролик, где он читал по одному стихотворению и также прилагал к посту печатный текст.

В статье «Поэзия и перформативность: за пределами формализма и контекстуализма» В. А. Однорал пишет: «Поэзия сходна с перформативами, поскольку демонстрирует иллокутивные эффекты (пусть и вымышленные), рецитирует соглашения и формулы, создает свой собственный смысл и, конечно, что-то делает со словами. Однако между ними нет прямого соответствия в терминах функционирования и производства. В этом контексте мы рассматриваем поэтическое высказывание как перформативное, где текст сам по себе является актом в той мере, в которой является сказанным (написанным) соответствующим человеком (поэтом) в определенных исторических и культурных условиях» [2]. Поэзия обладает перформативной природой, сближаясь с речевыми актами в способности создавать иллокутивные эффекты, то есть воспроизводить смыслы через языковое действие, что прослеживается в сборнике «Самолет в Боливию».

Многие стихотворения построены в форме диалога или монолога, обращенного к невидимому собеседнику. Это создает эффект непосредственного общения с читателем:

«— Алло! Здравствуйте!

— Здравствуйте!

Что вы хотели?»

Такая структура делает стихи более живыми и интерактивными, словно читатель становится участником разговора.

Автор часто использует разговорные обороты и сленг, что придает стихам естественность и современность:

«С ума сойдешь от таких коллег».

В стихотворении «О жизни и смерти» автор иронично обыгрывает современные форматы презентаций. Это создает комический эффект и подчеркивает абсурдность попытки втиснуть глубокие философские темы в рамки офисных презентаций:

«О жизни и смерти в чем подготовить презентацию

в пэдээфе или пауэрпойнте?»

Ритм стихотворений часто имитирует живую речь или даже рэп, что делает их потенциально пригодными для устного исполнения:

«Родился в Челябинске.

Переехал в Москву.

Мял цветы.

Ел траву».

 Некоторые стихотворения можно рассматривать как мини–сценарии для перформансов. Например, стихотворение о человеке, живущем в стене, может быть основой для театрализованного представления:

«Однажды,

возвращаясь после ночной смены,

вошел в какую–то стену.

Огляделся —

это по мне!

Так с тех пор и живёт

в стене».

стена

Ироничный тон многих стихотворений создает эффект отстранения и позволяет автору комментировать современную реальность:

«На снисходительность

я не рассчитываю,

сдачу в маршрутке сижу

пересчитываю».

Многие стихотворения имеют открытые финалы, что побуждает читателя к размышлению:

«люди не то чтоб жестоки, не то чтоб грубы,

вряд ли их губит лесть и развращает власть,

они просто глядят в эту пропасть

перед тем, как в неё упасть».

Перформативность стихотворений в исследуемом сборнике заключается в том, что они не просто тексты для чтения, а своего рода сценарии для мини–спектаклей. Они приглашают читателя стать участником действия, будь то телефонный разговор, бюрократическое совещание или абсурдистская сценка. Это делает чтение активным процессом, в котором читатель не просто воспринимает текст, но и мысленно (или даже физически) участвует в его исполнении. Такой подход превращает сборник стихов в потенциальный материал для театральных постановок, перформансов или даже интерактивных инсталляций, размывая границы между литературой и другими видами искусства.

 

Авторы: Дарья Старченко, Софья Третьякова

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Оборин, Л. Андеграунд и авангард: от Лианозовской школы до Айги / Л. Оборин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://polka.academy/materials/972  (дата обращения: 10.05.2025)
  2. Однорал, В. А. Поэзия и перформативность: За пределами формализма и контекстуализма / В. А. Однорал. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2022/01/2022-01-13.pdf (дата обращения: 10.05.2025)
  3. Орлицкий, Ю. Б. Лианозовская группа / Ю. Б. Орлицкий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://old.bigenc.ru/literature/text/2649052 (дата обращения: 10.05.2025)
  4. Самойлов, А. Самолет в Боливию / А. Самойлов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2021.