Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Горя не будет

«Горя не будет» Александра Самойлова

Стихотворение «Горя не будет» опубликовано в 2019 году.  Годом позже, в 2020 году, произведение вошло в 100 лучших стихов страны по версии литературной премии «Поэзия».

За год до публикации стихотворения «Горя не будет», в 2018 году, был опубликован сборник «Водолаз провел под водой четырнадцать лет», в котором отражены основные стилистические приемы и мотивы творчества Александра Самойлова. Альтернативная реальность занимает особое место в поэтике автора: она является не следствием наслоения и обилия фантастических образов, а отправной точкой для их появления.

Стихотворения сборника наполнены элементами абсурда, оксюмороном, парадоксами. Стихотворение «Горя не будет» отходит от ключевой литературной стратегии А. Самойлова, демонстрирует иную ветвь его творчества.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ «ГОРЯ НЕ БУДЕТ»

Это стихотворение отличается от основного пласта творчества А. Самойлова на уровне формы: автор использует верлибр, достаточно редко встречающийся в его творчестве.

Самойлов, прибегая к нехарактерной для своего творчества форме, сохраняет свойственную ему поэтику заглавия. В сборнике «Водолаз провел под водой четырнадцать лет» не идет речи ни о водолазе, ни о его подводном путешествии. Заглавие заключает в себе метафору и побуждает читателя к многообразию интерпретаций и пониманий названия. По мнению авторов статьи о поэтике сборника, водолазами являются «люди, которые жили в своем мире, своей реальности, ими могут быть совершенно разные люди, и, когда они наконец-то заметили, увидели реальный мир, стали, в каком-то смысле, водолазами» [2]. Также заглавие стихотворения «Горя не будет» является антитезой по отношению к описываемым темам и мотивам текста: читатель ожидает историю трогательную и позитивную, возможно, с элементами анекдотичности, а получает мало того трагедию, так еще и с элементами грубой иронии:

Отца убили в гражданскую.

Жена опознала его по подметкам.

Отчим был веселый.

<…>

А беременным срок могли скостить.

Ну она и забеременела.

Ну ей и скостили.

Ирония в контексте стихотворения не является формой высмеивания, а наоборот отражает следующую мысль: то, что кажется безумным, ужасным и жестоким нашему поколению, является обыденным и привычным поколению прошлому. Контраст понятий и ценностей подчеркивает пропасть между бытом и складом жизни людей войны и мирного времени, деревни и города, разного воспитания в целом.

Из других средств выразительности стоит отметить, что А. Самойлов часто игнорирует пунктуационные знаки. Этот прием служит для стилизации разговорной речи и создает эффект алогичности, обрыва смысловых связей, живого потока речи, что помогает поэту создать образ героя – простого рабочего человека из провинциальной окраины, не умеющего говорить в соответствии с нормами литературного языка. К тому же лексикон такого героя оперирует грубыми выражениями с нарочито маркированной лексикой. Однако в стихотворении «Горя не будет» ситуация иная: пунктуация присутствует, поскольку стихотворение стилистически приближено к прозе. В этом случае отсутствие характерной для Самойлова «пунктуационной свободы» подчеркивает глубину переживаний лирического героя и усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Отсутствие знаков препинания – это художественный прием, а не случайность: его использование или отсутствие зависит от поставленной поэтом задачи и желаемого эффекта.

СВЯЗЬ СТИХОТВОРЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Е. СИМОНОВОЙ «Я БЫЛА РАДА, КОГДА БАБУШКА УМЕРЛА»: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

А. Самойлов переосмысляет образ предков вслед за уральской поэтессой Е. Симоновой и ее стихотворением «Я была рада, когда бабушка умерла», в котором поэтесса показывает свою бабушку в нетрадиционном амплуа – это не образ уюта, блинов и фотоальбомов с рассказами о юности и кружке пионеров, это несчастная женщина, на момент юности которой пришлись самые страшные и трагичные события в истории страны – революция, голод и войны. Стихотворение Е. Симоновой завершается строфой:

В итоге

смерть дает нам не меньше, чем жизнь:

законченный образ, историю,

которую нужно однажды рассказать,

чтобы не сойти с ума.

И стихотворение А. Самойлова также пронизывает мотив исповедальности. Оба автора выступают посредниками, которые не могут прожить жизнь человека прошлой эпохи, но могут попытаться понять их и выступить в качестве медиатора. Они дают голос тому, кто не может высказаться. Бабушки Е. Симоновой и А. Самойлова погружаются в рефлексию о прожитой жизни в преддверии потери памяти и, следовательно, жизни. Обе героини после смерти погружаются в прошлое, возвращаются к своей давно умершей семье. Только Симонова отражает чувство страха внучки перед деменцией и галлюцинациями бабушки, что порождает мотив безумия, а нарратор Самойлова опускает детали смерти бабушки и ограничивается сухим фактом: Она умерла в 87 лет. В доме престарелых. Бабушка поэтессы умирает в семье, страдая от безумия и потери памяти, а пожилая героиня Самойлова уходит из жизни в одиночестве, не в кругу семьи, от тяготы грехов и огорчений, которые живут в памяти. Симонова демонстрирует, как умирает человек, а Самойлов – как умирает человечность.

Таким образом, бабушка – это образ прошлого и образ жертвы своего времени. Этот образ становится символом утраченной юности, которая была разбита под гнетом нечеловеческих страданий. Е. Симонова и А. Самойлов предлагают нам посмотреть на бабушек с другой стороны – это не безусловная любовь и забота, а человек со своей историей и грузом ошибок. Уральские поэты очеловечивают образ бабушки: А. Самойлов показывает, что бабушка способна совершать плохие поступки, Е. Симонова описывает ореол страха перед смертью и безумие своей бабушки, которое в сознании русского читателя свойственно антагонистам-безумцам (например, Раскольников из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, герои «Палаты № 6» А. П. Чехова, герои «Красного цветка» В. М. Гаршина и т. д.), но никак не островку любви и трепета, на котором с удовольствием укрывается каждый ребенок.

В тематическом плане стихотворение «Горя не будет» перекликается с первой строкой стихотворения Е. Симоновой «Я была рада, когда бабушка умерла», Поскольку поэтесса под образом бабушки понимает прошлое, то это значит, что ее лирическая героиня рада не смерти родного человека, а смерти прошлого, которое воплощает в себе страдания. Иными словами, героиня рада, что страдания перестали терзать душу ее бабушки – она рада смерти не как прекращению жизни, а как прекращению мук.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕОРДИНАРНОСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГОРЯ НЕ БУДЕТ»?

Во-первых, это образность. Произведение пестрит многообразием лирических субъектов – описываются отчим, мать, отец, братья и сестры бабушки. Обилие упомянутых людей подчеркивает масштаб повествования, которое охватывает историю жизни не одного человека, а целой семьи, а то и целого поколения. Стоит отметить, что автор не использует личных и притяжательных местоимений, то есть он не обозначает характер отношений с лирической героиней. Таким образом, А. Самойлов обрисовывает собирательный образ бабушки и тем самым приобщает читателя к тексту для того, чтобы тот смог сопоставить историю своей семьи с описанной нарратором.

А. Самойлов использует прием иронии для усиления эмоционального воздействия на читателя и демонстрации стойкого характера бабушки:

— Тяжелая картина, — 

говорила бабушка 1918 года рождения 

о некоторых кинофильмах. 

Автор неслучайно упоминает год рождения бабушки, поскольку далее следует описание нечеловечного отношения к женщине XX века, которая не знала справедливого и трепетного отношения к себе: подвергалась унижениям сначала внутри семьи, а затем за ее пределами, со стороны властей. Несмотря на пережитые тяготы, она сохранила способность сочувствовать вымышленным картинам. Упоминание кинофильма передают кинематографичность повествования и стихотворения: каждое предложение представляет собой отдельный кадр, а воспоминания героини схожи со сценами триллера. Возможно, автор открывает стихотворение комментарием бабушки о просмотренной кинокартине, чтобы показать, чем были навеяны ее воспоминания о своей такой же тяжелой жизни.

— Ну, Фроська, — думает отчим, 

— Щас получишь! 

 

— А вот я! — кричит она из–за двери. 

 

Дверь распахивается. 

Фроська с бутылкой водки. 

Горя не будет.

Есть крылатое выражение: «Тяжелые времена рождают сильных людей, сильные люди создают легкие времена». Героиня, которая родилась в нелегкое для страны время, смогла сохранить радость жизни и умеет видеть счастье в мелочах. И в этом заключается ирония – в примитивности желаний ребенка, ныне бабушки: избежать побоев хотя бы на один день, а может, пару часов.

Автор посвящает читателя в интимные моменты биографии бабушки, о которых непринято говорить. Это, например, воспоминание о ее аресте за растрату денежных средств, во избежание которого ей пришлось забеременеть, видимо, от первого встречного, а может, и вовсе от заключенного. Этот прием нацелен на реабилитацию «личного слова», такой честный рассказ принято относить к поэтике «новой искренности», которая отвергает цинизм и сатиру и обращается к гуманистической и экзистенциальной проблематике. В связи с этим искренность выступает основным мотивом стихотворения. Читатель сочувствует героине и не осуждает ее за ошибки молодости.

Стихотворение погружает читателя в воспоминания о нелегкой судьбе женщины преклонного возраста по имени Евфросиния. Согласно сведениям из Интернет-энциклопедии «РУВИКИ» имя Ефросиния в переводе с греческого языка означает «благомыслящая, радостная» [1]; это имя было очень популярно среди низших сословий, а «после Октябрьской революции стало преимущественно монашеское» [1]. Исходя из этимологии имени можно сделать вывод о социальном статусе героини – она явно является уроженцем бедной семьи. К тому же она – единственный выживший ребенок в своей семье.

Она была восьмым ребëнком в семье.

Семеро умерло от голода.

Ефросинию называют просторечной формой имени – Фроськой.

— Фроська! — кричал [отчим] —

Мигом за водкой!

И горе тебе,

если самовар поспеет раньше!

Уменьшительно-ласкательная форма, выраженная при помощи суффикса -к-, в обращении по имени свойственна жителям провинциальных окраин. Василия кличут Васькой, Ивана – Ванькой, Ефросинию – Фроськой. Просторечная форма имени выражает такой же простой и примитивный взгляд на жизнь. Лексикон – одна из самых ярких характеристик человека.

Также в форме имени Фроська заложен оттенок пренебрежения со стороны отчима к своей падчерице. Ефросиния действительно могла бы быть «благомыслящей и радостной» в соответствии со значением своего имени, но среда и время, в которых она выросла, заставили ее сформировать другой характер. В мире войны, голода и тюрьмы нет места радости. Фроська – это образ загубленной души, о которой никто не заботился, которая так и не почувствовала счастья быть дочерью, женой и матерью.

Потом у неë было три мужа —

и три ребëнка.

Ну как три мужа.

Первый погиб под Ленинградом.

Второй тоже где-то сгинул.

А третий?

Еще одним ярким образом является водка, которая символизирует беспамятство и выступает как способ забыть о печалях и невзгодах. Образ водки запускает мотив забывания в общем смысле: себя, своих корней, исторической памяти.

В русской литературе водка демонизируется, упоминается с негативной коннотацией, является способом избегания реальности. Так, Н. Н. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» описывает водку как излюбленное народное средство от всех печалей и недуг. Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» алкоголь выступает в качестве успокоительного средства для Мармеладова и Раскольникова, с помощью которого они забывают о проблемах и накопившейся боли. В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» алкоголь является одурманивающим напитком, ежедневные распития которого повлияли на характер и поступки героев. В стихотворении А. А. Блока «Песнь Ада» алкоголю дается характеристика «униженной девы». В поэме С. Е. Есенина «Черный человек» алкоголь считается проблемой, из-за которой у главного героя происходят галлюцинации, сильные головные боли, психозы и истерика.

Водка испокон веков является ядом. Отчим главной героини спивался, как и все мужики-работяги в провинциях, из-за отрицания действительности, в попытках сбежать от нее в мир иллюзий и грез. Также важно отметить, что многие люди пили водку, особенно в деревнях, чтобы забыть о чувстве сытости, наполнить желудок жгучей жидкостью. А семья Фроси голодала. Через образ водки можно раскрыть поэтику заглавия: горя не будет, когда Фрося принесет водку. Горя не будет, потому что не будет боли и разочарований. Все заглушит горечь спирта. Не будет памяти – не будет и горя.

В-третьих, это хронотоп. В сборнике «Водолаз провел под водой четырнадцать лет» с его поэтикой фантастичности не идет речи о реальных событиях и реальном пространстве. Это выдуманная альтернативная реальность в выдуманном промежутке времени. Единственное, в чем проявляется «реальность» – в упоминании реальных личностей (Борис Рыжий, Александр Пушкин, Федор Тютчев и другие).

В стихотворении «Горя не будет» А. Самойлов сохраняет мотив памяти, характерный для его творчества (например, сборник «Маршрут №91» и пр.). Воспоминания о жизни Фроськи заключены в конкретный исторический контекст, а также рассказчик оперирует реальными событиями и датами, о чем говорят лексические маркеры:

— Тяжëлая картина, —

говорила бабушка 1918 года рождения

о некоторых кинофильмах.

<…>

Отца убили в гражданскую.

<…>

Первый погиб под Ленинградом.

<…>

Еë арестовали в 1947 году.

Не по политической статье.

За растрату.

<…>

Она умерла в 87 лет (т.е. в 2005 – прим. авторов).

В доме престарелых.

Упоминание дат, возраста и исторических событий подчеркивают точность, детальность рассказа, демонстрируют внимание слушателя-внучки к исповеди рассказчика-бабушки, а самое главное – передают правдоподобие истории. Читатель соотносит исторические события с жизнью героини-бабушки, понимая условия жизни и ценности, характерные для того или иного периода в стране. А. Самойлов не углубляется в эмоциональные описания страданий бабушки, лишает стихотворение психологизма и слов с подчеркнутой экспрессией, так как эту функцию в тексте выполняют даты, которые эмоционально включают читателя в текст и погружают его в склад эпохи.

Стихотворение выбивается из полотна поэзии А. Самойлова, здесь автор преследует другие цели. Он переосмысляет историю не путем создания фантастических и абсурдных образов. А. Самойлов погружает читателя в реальную трагедию реального человека. Поэту важно «приземлить» читателя, заставить обратить внимание на членов семьи, чтобы не просто понять абсурдность мира, а понять тяготы жизни в таком мире. А. Самойлов действует по принципу «от общего к частному» – от трагедии целой страны до трагедии одного человека.

ПОЭТИКА МИНИМАЛИЗМА В СТИХОТВОРЕНИИ «ГОРЯ НЕ БУДЕТ»

В этом стихотворении, как и во многих поэтических текстах А. Самойлова, отражена поэтика минимализма, но в данном случае она реализуется через фрагментарность воспоминаний, а не форму произведения. Стоит отметить, что это стихотворение является наиболее объемным по сравнению с другими текстами. Автор статьи о минимализме в поэзии А. Самойлова отмечает, что в его творчестве «нередко преобладают короткие тексты с минимальным использованием тропов, неразвернутым синтаксисом» [3], а действие в стихотворениях лишено движения, статично.

В стихотворении «Горя не будет» нарратор транслирует биографию бабушки. Нет смены пространства, времени, героев, событий.

В тексте содержатся характерные для поэзии минимализма лексические маркеры в виде повторов, а на уровне синтаксиса – парцелляция. По форме минималистов отличают фрагментарность, короткая строка и тавтологическая рифма. Все эти признаки встречаются в стихотворении «Горя не будет»:

Потом у нее было три мужа

и три ребенка.

Ну как три мужа.

Первый погиб под Ленинградом.

Второй тоже где-то сгинул.

А третий?

 

Ее арестовали в 1947 году.

Не по политической статье.

За растрату.

А беременным срок могли скостить.

Ну она и забеременела.

Ну ей и скостили.

В свидетельстве о рождении дочери

в графе «Отец» — прочерк,

а в графе «Отчество» — Ивановна.

Стихотворение «Горя не будет» представляет собой не просто самобытный и самодостаточный текст, но и уникальное явление в поэзии А. Самойлова. Это нехарактерное для поэта переосмысление реальности в характерной форме.

 

Авторы: Анастасия Грищенко, Дарья Пригарина 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефросиния // Рувики. – URL : https://ru.ruwiki.ru/wiki/Евфросиния (дата обращения: 17.04.2025).

2. Исакова, И. Водолаз Александра Самойлова / И. Исакова, М. Кабаева // Виртуальный музей писателей Юэного Урала. – URL : https://writersmuseum.susu.ru/articles/водолаз-александра-самойлова/ (дата обращения: 20.04.2025).

3. Никулкина, А. Минимализм в поэзии Самойлова /А. Никулкина // Виртуальный музей писателей Юэного Урала. – URL : https://writersmuseum.susu.ru/articles/минимализм-в-творчестве-а-самойлова/ (дата обращения: 20.04.2025).