Образы повседневности и предметы быта в поэзии Наталии Санниковой
Это сложный текст,
Даже когда он притворяется простым,
Как сейчас
Е. Фанайлова
В поэзии Наталии Санниковой часто изображаются обычные повседневные хлопоты, такие как прогулки по городу, встреча с друзьями, семейные отношения и т.д. Именно с помощью таких, на первый взгляд бытовых реалий поэтесса передает свои искренние чувства и переживания. Для Наталии Санниковой бытовая деталь, обыденное событие, такое как например, стирка рубашки сына, становится отправным событием, триггером, запускающим цепочку воспоминаний, ассоциаций, чувств:
повторяю за теми кого люблю
затворяю окна когда мне страшно
у меня хранится твоя рубашка
я раз в год стираю её бедняжку
и совсем когда-нибудь погублю <…> [3, с. 15].

Наталия Санникова. «Лица русской литературы»
Москва, 14.04.2013г.
В прошлом поэты Лианозовской школы – Евгений Кропивницкий, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов и другие использовали сонеты и триолеты, чтобы ярко выразить противоречия и бессмыслицу советской действительности. Однако сегодня, у поэтессы Наталии Санниковой, мы видим иной подход. Ее стихотворения наполнены непредсказуемыми образами и эмоциями. Илья Кукулин в предисловии к сборнику стихотворений «Все, кого ты любишь, попадают в беду», пишет: «Новизна того, что она говорит, – иная: это способность всегда показывать повседневные дела как пульсацию несвершённых возможностей и вариантов» [3, с. 3]. Чтобы передать эту «пульсацию» недосказанных слов, недоделанных дел и того, как всё могло сложиться иначе автор наполняет свои поэтические тексты многочисленными элементами повседневности, как бы пытаясь воссоздать картину того дня, того часа, той минуты и той секунды, когда все могло бы сложиться иначе:
<…> Я жалею о всех отложенных разговорах!
О недоеденных булках, незакатанных помидорах,
невымытых коридорах, невыпитых стеклотарах,
непрочитанных книжках, растрескавшейся под кроватью скрипке,
о поцелуе, вкус которого стоил двадцати лет курения,
об одиночестве, надёжно обеспеченном всеми авиакомпаниями мира,
выброшенных на ветер деньгах, обещаниях, письмах и фотографиях <…> [3, с. 50].
Поэзия Наталии Санниковой раскрывает неповторимость мгновений и фрагментированность жизни через демонстрацию деталей, с первого взгляда незначимых. В поэзии Наталии Санниковой не просто описаны факты бытия, автор пытается воссоздать свою жизнь, реконструировать ее, провести некую ревизию. Ее язык прост и непосредственен, но одновременно богат и образен. Юлия Сергеевна Подлубнова, в книге «Неузнаваемый воздух / Книга о современной уральской поэзии» говорит: «Отсутствие ответов — в целом важная тема для Наталии Санниковой, как бы заблудившейся в реальности, плутающей в ней, не находящей здесь и сейчас своих воображаемых собеседников, обращающейся к ним нередко через пространства и годы» [2].
Наталия и вещи
и встала моя подруга,
и полетела по городу
в туфельках на высоченном каблуке —
сантиметров десять, а то пятнадцать.
Н. Санникова
Вещь, предмет быта, элемент гардероба, духи, обувь, украшения – все эти предметы играют важное значение в поэзии Наталии Санниковой. Они позволяют сделать описываемые события, персонажей, героев, место действия более выпуклым, значимым, детальным настолько, что читатель словно переносится на место лирического героя, попадает в стихотворение. Так, например, в стихотворении «наклоняет к губам чашку зелёного чая…» мы, прорываясь через многочисленные детали и описания подруги, с которой лирическая героиня встретилась в кофейне, понимаем глубину одиночества и отстраненности героини от реального мира:
<…> у неё большая синяя универсал тойота
двое чудных детей сногсшибательная фигура
и такие колени что хочется их потрогать
но она говорит мол времени слишком много
а её ждёт сначала фитнес потом работа <…>
я замерзаю тем временем за границей
этой картины и мне ни о чём не плачется [3, с. 47].
Быт в понимании Н. Санниковой — это естественная среда обитания человека, где повседневная жизнь является ключевым местом «живого»/ жизни, и это не окрашенный мир, либо фантазийный, а наша обыденная жизнь. По мнению поэтессы, существует быт, который определяет жизнь автора, как любая среда обитания («жизнь обычного человека»). Также, есть литература, которая присваивает быт себе и превращает его в нечто большее, чем повседневность. Быть являться фрагментом общей картины мира. Вещи и предметы быта, встроенные в литературное произведение, позволяют вспоминать события прошлого, переосмысливать их:
<…> И тут она говорит:
не могу забыть, как в 93-м
мы встретились в день выпускника,
на тебе тогда был фиолетовый длинный свитер
из ангоры…
Надо же.
Прошло семнадцать лет,
а она помнит.
Зачем ей это?
Мне-то понятно зачем:
именно в том году
единственный раз в жизни
я была по-настоящему счастлива <…> [3, с. 25].
Быт, предметы быта, вещи, события жизни, которые встраиваются в поэтический текст, безусловно, важны для автора, поскольку «Память хранит только важное, второстепенное поглощается холестериновыми бляшками». Вещь подаренная, вещь найденная, произошедшее событие – частичка жизни, которую Наталия Санникова реконструирует в своей поэзии.
Наталия и люди
Кто эти люди, кто эти люди, Елена?
Которых вы называете поименно?
Е. Фанайлова
«ваша литература одни интриги
сваровские ваши львовские и ровинские
боже меня упаси каневские и херсонские
заговоры какие-то прям масонские
премии публикации ламентации…»
Н. Санникова
Стихи Н. Санниковой часто сопровождаются обращениями к членам семьи (маме, отцу, сыну, дочери), а также друзьям-поэтам (Василию Чепелеву, Екатерине Симоновой, Елене Баянгуловой и др.). В одном из интервью Наталия Санникова говорит: «Вообще, все хорошее, что со мной случилось на литературном поприще, – не моя заслуга, а исключительно следствие поддержки друзей и старших товарищей, о которых я здесь писала» [5].

Наталия Санникова с Константин Рубинским
на перформансе «Голоса» 2022г.
Многие стихи Наталии Санниковой автобиографичны, наполнены реальными персонажами и событиями, которые либо на самом деле были, либо на самом деле могли бы быть. Благодаря этому стихотворения поэтессы «живые». Читатель погружается в каждое слово, сопереживает лирическому герою.
«Катя и Лена, купите телевизор»
В стихотворении лирический герой описывает годы 90-х, когда телевизор был недоступен всем людям. Смотреть кино было целым событием. Все собирались в одном месте и с восхищением смотрели телевизор. Герой описывает телевидение как величайшее искусство, предлагающее правду и ложь, а также голоса и крупные планы, способные привнести в жизнь что-то реальное и значимое:
<…> Дом, где есть телевизор, не станет пуст,
выучится говорить, как во сне, что снег
не остановится, ветер не перестанет <…> [3, с. 30].
Кажется, что такого в этом?! Но это описание, на первый взгляд кажущейся простым событием, передает быт того времени: теплоту, уют, беззаботность этого момента. А еще телевизор важен для самой Наталии Санниковой, как средство, с помощью которого можно передать свои впечатления о недавно-просмотренных картинах, сериалах, обсудить что-то – как повод для разговора. Кстати, Вы можете прочитать о любимых сериалах Наталии Санниковой вот по этой ссылке: «Интересное о писателях: Наталия Санникова про кино»
А кто такие Катя и Лена? Это екатеринбургские подруги-поэтессы Екатерина Симонова и Елена Баянгулова. Как пишет И. Кукулин, «Стихотворение “Катя и Лена, купите телевизор” — оно же на самом деле не о телевизоре и даже не о кино. Оно — об усилии всмотреться и вслушаться в образы, которые звучат и играют на чужих экранах» [3, с. 3].
«Ты никогда не захочешь со мной проститься»
Строфы стихотворения «Ты никогда не захочешь со мной проститься», написанного поэтессой, открываются с обращения к адресату – Павлу Шишину, который является другом поэтессы. В одном из интервью Наталия Санникова выражает благодарность его другу: «Было бы несправедливо не выразить здесь и сейчас глубокую признательность моему другу Павлу Шишину, лингвисту, переводчику, актеру, поэту (и много чего еще), который половину моей жизни был рядом и как никто другой помогал разобраться в себе и в том, что я делаю, вдохновлял меня и поддерживал веру в то, что нужно всякий раз идти дальше, какими бы бесплодными ни казались усилия» [5]. В тексте видим описание отъезда друга в другой город. Лирический героиня тоскует и по другу, и по своей беззаботной юности, с которой ассоциируется друг:
<…> Кто виноват в этом случайном поспешном бегстве,
в нашем почти сиротском навеки забытом детстве <…> [3, с. 34].
Все эти ощущения возникают из-за отсутствия важного человека и пустоты, которая появилась после отъезда друга, а также понимания того, что теперь они находятся на разных путях жизни. Пустоту, холод и грусть Наталия Санникова передает через описания пространства – холодных уральских городов:
<…> Не возвращайся. Подумай, зачем тебе этот город,
этот уральский говор, холодный январский морок,
ночной электронный мир, холостяцкий набор ключей? <…> [3, с. 34].
«В детстве я думала, отец меня ненавидит»
В стихотворении «В детстве я думала, отец меня ненавидит» отражена эмоциональная и личностная сторона опыта лирического героя, а также понимание роли страха и любви в жизни человека. Отчасти это стихотворение автобиографично. В стихотворении речь идет о взаимоотношения отцов и детей.
Лирический герой сравнивает свое детство с детством своих детей и пытается не совершать те же ошибки, которые вызывали у нее страх и чувство отстраненности от родителей:
<…> Но страшные сны им снятся,
это, оказывается, неизбежно,
страх человеку зачем-то нужен <…> [3, с. 39].
На первый взгляд всего лишь детская боязнь героя, но поэтесса так раскрывает ее. Читатель переживает вместе с героиней, сочувствует ее. Обращение к деталям делает стихотворение атмосфернее. Как будто строки стихотворения – это кадры, которые если соединить, можно увидеть целый фильм.
«Жили у нас две лягушки»
Стихотворение «Жили у нас две лягушки» описывает событие из быта семейной жизни героини. Однажды героиня покупала лягушек, за которыми ухаживала она и дочка. В один день одна из лягушек умирает, и тогда дочка понимает, что такое ответственность.
Это бытийное событие стало жизненным уроком для дочери. Рассказ показывает важность заботы и ответственности за других живых существ, будь то люди или животные. Нужно ценить и любить человека или животное, пока они рядом.
Иногда, чтобы защитить близкого человека, нужно быть готовым взять на себя ответственность.
<…> Что ты мучаешь слабое детское сердце?
Если учишь её отвечать за живую тварь –
научи её прежде быть сильной,
чтоб суметь защитить всех любимых, слабых и жалких <…> [3, с. 44].
Строфы стихотворения также отражают чувство утраты и горя. Дочь прижимается к матери в горе и страхе, винит себя в смерти лягушки:
<…> Дочь прижимается ко мне в горе и ужасе:
– Мама, я виновата!
Почему именно моя лягушка погибла?
Неужели она почувствовала,
что я не смогу о ней позаботиться,
и не захотела больше мучиться? <…> [3, c. 44].
На фоне этого рассказа героиня рассказывает ужасное событие. Этим, как будто, поэтесса показывает уже «настоящую» жизнь – суровую. Тут смерть всего одной лягушки, а за окном смерть более десятка людей. Кто виноват?! Почему невинные люди должны умереть?! Вопрос остается открытым…
<…> – Сегодня ночью в соседнем буквально городе
сгорели люди, больше ста человек <…>
А в больницах, где много врачей и аппаратуры,
будут долго ещё умирать обгоревшие люди.
Те, кто за них отвечает, ничего не смогут поделать
ни президент, ни министры, ни доктора, ни родственники <…> [3, c. 44].
Таким образом, поэзия Наталии Санниковой отражает повседневность и быт, но при этом пронизана глубокими эмоциями и философской зрелостью. Ее стихи позволяют увидеть значение и красоту в обычных моментах, подчеркивая важность проживания настоящего момента и осознания смысла жизни в неотъемлемых деталях повседневности.
Литературный список:
1. Загидуллина, М. О стихах Н. Санниковой / М. Загидуллина. – URL: https://marginaly.ru/html/Antolog_3/avtory/063_sannik
2. Подлубнова, Ю. С. Неузнаваемый воздух. Книга о современной уральской поэзии / Ю. С. Подлубнова ; лит. ред. Е. Джаббарова. – Челябинск : Изд-во Марины Волковой, 2017. – 139 с. – URL: https://mv74.ru/kniga/wp-content/uploads/neuzn-vozduh.pdf
3. Санникова, Н. Все, кого ты любишь, попадают в беду: Песни среднего возраста / Н. Санникова ; предисл. И. Кукулина. – М. : Воймега, 2015. – 80 с. – URL: https://prosodia.ru/upload/iblock/854/sannikova_2015.pdf
4. Фанайлова, Е. Лена и люди / Журнале НЛО, номер 3, 2008. – URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2008/3/lena-i-lyudi.html
5. «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа» / Наталия Санникова. – URL: https://www.marginaly.ru/html/Vsjachina/Enciklopedija/summary/sannikova.pdf