Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Пейзажные мотивы в лирике

ПЕЙЗАЖНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ ИРИНЫ АРГУТИНОЙ

Ирина Марковна Аргутина родилась 7 июля 1963 г. в городе Челябинске, где и проживает до сих пор. В 1999 г. у Ирины Аргутиной выходит первая книга – «Свободные скитальцы», а вторая, «Время поить пески» (2001 г.), уже получает звание лауреата в номинации «Книга-дебют» на областном конкурсе издательско-полиграфической продукции. Рукопись следующей книги под названием «Линия перемены дат» (2001 г.) делает поэтессу лауреатом литературного конкурса им. К. Нефедьева. После этого, в 2003 г., Ирину Марковну принимают в Союз писателей России по рекомендации Всероссийского совещания. В 2006 г. увидела свет четвертая книга автора – «Настоящие птицы», далее следуют «Четыре степени свободы» (2008 г.), «Избранное» (2009 г.), «На честном слове» (2012 г.). В 2013 г. выходит книга «Поэтический календарь», в которой также используются фотографии Аргутиной.

В 2004 г. Ирина Марковна становится лауреатом международного конкурса поэзии «Пушкинская лира», а также – многих региональных конкурсов. В 2012 г. получает звание лауреата Южно-Уральской литературной премии в номинации «Поэзия». При этом на протяжении всего времени Ирина Аргутина публикуется в литературных изданиях России, Германии, США.

С 2006 г. она работает в редакторской коллегии поэтического интернет-альманаха международного уровня «45-я Параллель». Также Ирина Марковна входит в состав жюри различных областных и городских детско-юношеских и студенческих конкурсов в области литературы, среди которых «Серебряное пёрышко», «21-е облако», «Весна студенческая», конкурс имени Л. Татьяничевой.

Озеро Сунукль (фотография из личного архива Ирины Аргутиной)

«Сорок лет на улице Ловина…»

Вся жизнь поэтессы связана с Челябинском и Тракторозаводским районом, где она живёт ещё с детских лет. Это постоянство способствовало тому, что в поэзии Ирины Марковны родной город, его интонации, темы, пейзажи и архитектура звучат сильно и объёмно. Она видит в повседневном и привычном необычное и удивительное, но при этом близкое душе.

Будучи химиком по образованию, Ирина Марковна переносит свойственные этой профессии точность, аккуратность, опрятность в своё творчество. Её поэтическая манера всегда остаётся проникновенной и серьёзной, образная система – продуманной до мельчайших деталей, формы – лаконичными. По звучанию поэзия Ирины Аргутиной соотносится с классикой. Литературными ориентирами она называет Пушкина, Маяковского, Бродского, Шекспира: «Каждый – гений своей эпохи и творец её поэтического контекста».

Поэтесса говорит, что всегда воплощается в героев своих стихотворений, даже если речь не о людях, и проживает происходящие с ними события:

«Что ж! Прежде я жила наперебой:
была жуком, и тополем, и птицей,
была мужчиной, женщиной… Тобой
была так часто, так неотделимо,
как будто без тебя и не жила…»

Двор на улице Ловина (фотография из личного архива Ирины Аргутиной)

«Дым отечества там, где север»

Ирина Марковна увлекается фотографией, любит путешествовать. Несмотря на обширную географию поездок (она побывала в 15 странах Европы, Азии и Америки), любимым местом поэтессы остаётся озеро Сунукуль на Южном Урале, где она каждый год проводит половину отпуска и которому посвятила поэмы, стихи и поэтические циклы. Вот как она его видит: «Есть места, где чувствуешь себя необъяснимо счастливым – и совершенно не хочется разбираться в причинах этого состояния. Я люблю мой прекрасный голубой Сунукуль – просто люблю… Ни одному месту на земле я не посвятила такого количества стихотворений, потому что только здесь распрямляются «часовые пружины», гоняющие меня по житейским кругам» [6]. Поэтесса наполняет вниманием и любовью весь окружающий её пейзаж, одухотворяя его, делая метафизическим. Дорогое её сердцу озеро становится высшей точкой, символом этого пейзажа:

«Колдовство
свершается – по памяти, по слуху:
о мой прекрасный, голубой
Сунукуль!»

Топос озера выступает в качестве одного из основных элементов в творчестве Ирины Марковны:

«плещут в озёрах – и стынут в оковах зеркал,
уравновесив неспешное таянье сил»

Она также посвящает целое стихотворение сосне у любимого озера. Оно так и называется – «Одной знакомой сосне у озера Сунукуль». В нём проявляется привязанность и любовь поэтессы к родному краю, к озеру, к самой этой сосне:

«Мне кажется, что я по тебе скучала,
как по картине, книге, хорошей пьесе»

Пейзажные мотивы – одни из главных в лирике Ирины Аргутиной. В изображении природы чувствуется любовь автора, красота, запечатлённая наблюдательным взором фотографа и восторженным взглядом путешественника, любителя природы:

«Мы бродим у озера. Ветром закатным пропахана
озёрная зыбь, и кувшинки над ней зажжены.
За крохотным пляжем налево – деревня Непряхино,
отдавшая все, кроме имени и тишины».

Городские пейзажи, напротив, часто предстают в поэзии угрюмыми и холодными, погружая читателя в состояние апатии и уныния. Создать такое ощущение помогают образы смога над мегаполисом, затягивающего небо дыма, пронизывающей всё вокруг сырости. Несмотря на то, что поэтесса очень любит свою малую родину, она прекрасно осознаёт, что он не безупречен:

«Рыжий запах смолы и серы,
он плывёт на восток и юг
от геенны металлургии
(по законам драматургии
самый верный – заклятый – друг)».

Панорама Челябинска (фотография из личного архива Ирины Аргутиной)

«Говорили – мастер – не про меня ли?»

В интервью Виталию Кальпиди Ирина Марковна говорила: «Я пишу стихи мало, редко, <…> когда уже долго что-то мне не даёт покоя. Если даёт покой, то я не пишу». Отсюда следует, что воссоздаваемые в её лирике пейзажи – «наболевшее», высказанное от невозможности смолчать о тревожащем или от нежелания промолчать о воодушевляющем.

Каждое произведение поэтессы – отражение её собственного внутреннего мира, лирическая героиня смотрит на окружающий её художественный мир сквозь призму взглядов и впечатлений автора. В автобиографии, включённой в «Антологию уральской поэзии», Ирина Аргутина отмечает: «Если бы некто прочитал все мои изданные стихи, ни малейшей потребности читать эту автобиографию у него бы не возникло». А в вышеупомянутом интервью Виталию Кальпиди, отвечая на вопрос, какова она в своих стихах – лучше, хуже или такая же, Ирина Марковна говорит: «Ну, не хуже. И, наверное, не иная, потому что я – не знаю, наверное, к сожалению, – человек излишне искренний. Я не умею писать то, что я не прожила и не пропустила через себя. Я думаю, что я такая же, как я есть, а может быть, чуть-чуть лучше или такая же, как я хочу быть. Знаете, как в математике: есть равно, есть больше и есть больше или равно. Вот, здесь – больше или равно».

Вечер на озере Сунукль (фотография из личного архива Ирины Аргутиной)

Вновь охота к перемене мест

Обладая страстью к путешествиям, Ирина Аргутина в своём творчестве показывает много пейзажей и за пределами Челябинска: это циклы «Маленькая прогулка по Европе», «Путешествие в Киммерию», «Свидание с Петербургом», «Итальянские пасторали». Поездки для поэтессы представляют собой путешествия не только в новые места, но и внутрь себя. Пропуская впечатления через своё сознание, багаж воспоминаний и культурный контекст, Ирина Марковна вкладывает в уста своей лирической героини не фактологические описания увиденного, а несколько иную реальность, приправленную художественными и интертекстуальными образами, производит «пересоздание мира» на основе собственного опыта. Так, в стихотворении «Вечный город» есть строки:

«Марковым детям – увидеть и умереть?
Нет уж. Теперь бы нужно пожить ещё».

Все римляне – дети Марка Агриппы, и отца поэтессы также зовут Марк. Обращение к историческому наследию и переход от него к наследию личному – один из основных приёмов в творчестве поэтессы. В её произведениях нет случайностей, как говорит она сама, стихи создаются «с долгими размышлениями до и после каждого слова, вставками, зачёркиваниями, исправлениями в огромных количествах <…>; отвечаю за каждое слово, тем более – имя собственное. Считаю, что оно обладает такой выразительностью, несёт в себе совокупность таких – совершенно определённых – свойств и характеристик, что произносишь его – и более-менее образованному человеку уже не нужно объяснений».

Таким образом, лирика Ирины Аргутиной – это всегда отражение пейзажей, пропущенное через душевные и духовные фильтры автора, высказанные её автобиографичной лирической героиней посредством образов и символов.

Улица Ловина (фотография из личного архива Ирины Аргутиной)

Литература

1. Волкова М. КФС. Ирина Аргутина // URL: https://mv74.ru/blog/archives/75381/#more-75381 (дата обращения: 15.03.2022).

2. Гилевская А. Поэтические травелоги И. Аргутиной // URL: https://writersmuseum.susu.ru/articlesпоэтические-травелоги-и-аргутиной/ (дата обращения: 15.03.2022).

3. Ирина Аргутина // Виртуальный музей писателей Южного Урала // URL: https://writersmuseum.susu.ru/ирина-аргутина#bio/ (дата обращения: 15.03.2022).

4. Кальпиди В. 6 Аргутина. Мойте руки перед обетом // URL: https://www.youtube.com/watch?v=s_GAISyC05g (дата обращения: 15.03.2022).

5. Смышляев Е. А. Система пространственных мотивов и образов в современной поэзии Челябинска // Новый филологический вестник. 2019. №2 (49). С. 209-222.

6. Рубинский К. С. Аргутина Ирина Марковна, поэт // URL: https://chelreglib.ru/ru/cid/detail/8/?back=/ru/cid/?page=2 (дата обращения: 15.03.2022).