Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Культуртрегерская деятельность Н.Годины

В XX веке само понятие «культуртрегерство» носило ироничный, саркастический характер и было связано с колонизаторством и угнетением, когда страны-захватчики навязывали свою культуру. Однако сейчас коннотация понятия культуртрегерства диаметрально противоположна. В «Словаре иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» М. Попова:

«Культуртрегер – это носитель культуры, распространитель просвещения, и способствующий духовному развитию, умственному и нравственному совершенствованию».

Евгений Туренко

Марина Волкова

Виталий Кальпиди

previous arrow
next arrow
Slider

На Урале деятельность, связанная с распространением культуры – не новое явление. В число современных носителей культуры, известных на Урале, несомненно входит Евгений Туренко –поэт, создатель «Нижнетагильской поэтической школы», под руководством которого проходило поэтическое становление Алексея Сальникова, Ольги Мехоношиной, Екатерины Симоновой, Наталии Стародубцевой, Елены Сунцовой, Татьяны Титовой, Елены Баянгуловой, Руслана Комадея, Виты Корневой. Культуртрегерство в Челябинской области неразрывно связано с именами поэта Виталия Кальпиди и издателя Марины Волковой, которые активно продвигают Уральскую поэтическую школу и её представителей на региональном, всероссийском и международном уровнях. В данной статье мы рассмотрим культуртрегерскую деятельность члена Союза писателей России, поэта Николая Годины.

Поэт Н. И. Година. В рабочем кабинете. 2018 год

Николай Година родом из Полтавской области (Украина). Родился он 25 августа 1935 года на хуторе Шамайково. Вскоре хутор был ликвидирован, а семья Николая Ивановича в 1939 году переехала в село Чудиново, Октябрьского района Челябинской области. В 4 года маленький Коля перебрался с теплых украинских полей к Уральским горам, но несмотря на столь ранний возраст, воспоминания о родной земле ярко отпечатались в сознании мальчика. Уже в зрелом возрасте он описал детские впечатления и передал рассказы жителей Шамайково в повести «Царенок».

Выпускники Чудиновской средней школы (Н. И. Година слева в первом ряду)

Николай Иванович начал свою культуртрегерскую деятельность ещё в детстве. В то время обычной семье из деревни достать книги было сложно.
А семиклассник Николай очень любил книги и собирал их. В какой-то момент у него накопилось около двадцати изданий, и подростку пришла идея открыть свою собственную библиотеку, которой могли бы пользоваться и односельчане. Он создал контрольные листки, куда записывал читателей, и стал выдавать книги своим соседям и друзьям. Именно так, с первой маленькой библиотеки и «первой профессии», будущий писатель начал свою культурную и просветительскую деятельность.

ИЛЬМЕНИТ — ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ МИАССА

Первый литературный опыт Николай Година получил ещё в литобъединении в Кронштадте, когда служил на флоте. Однако всерьёз занялся творческой деятельностью после демобилизации в литературном объединении «Ильменит» г. Миасса. В 1966 году вышел его первый поэтический сборник «Белое, синее», а в 1967 году поэта назначили руководителем «Ильменита».

Название «Ильменит» придумал сам Николай Година, когда стал руководителем литературного объединения. Ильменит – это редкий и дорогой минерал, состоящий из титана и железа.

Н. Година с писателем В. Астафьевым
в Ильменском заповеднике. 1994 год.

Изет Сарайлич (слева) и Николай Година.
Сараево, 1967 год

previous arrow
next arrow
Slider

Именно это время связано со значительными событиями в литературной карьере Николая Годины:

— Знакомство с писателем Виктором Астафьевым, впоследствии переросшее в дружбу.

Виктор Астафьев – русский писатель, драматург, участник Великой Отечественной войны. Автор повестей «Царь-рыба», «Фотография, на которой меня нет», «Васюткино озеро», изучаемых в школьной программе. Главные темы в творчестве писателя – военно-патриотическая и деревенская. После войны Виктор Астафьев поселился на Урале: в Пермском крае, г. Чусовой.

Николай Година познакомился с Астафьевым после завершения Кемеровского зонального совещания молодых писателей в 1966. Именно на этом совещании в поэтической секции Н. И. Година получил рекомендацию на свой первый сборник стихотворений «Белое, синее».

В двухтомник Ю. Ростовцева «Страницы из жизни Виктора Астафьева» (М., 2007) вошла переписка именитого писателя с Николаем Годиной [1]:

— Высокая оценка поэзии Николая Годины Василием Казиным (поэтом, другом Сергея Есенина и в то время одним из авторитетных советских литераторов).

«Когда я приехал в Москву, Михаил Львов говорит мне: “Ты послушай Казина, он твои стихи читает”. Я посмотрел телевизор — да, Казин достает мою книжечку и говорит: «Вот, издано в Челябинске, это замечательный поэт». И стал читать мои стихи. После передачи Львов мне опять звонит: «Ты хоть позвони ему, поблагодари. А вообще-то попроси у него рекомендацию в Союз писателей». И дал мне телефон Казина. Я позвонил. Казин отозвался горячо, говорит: “Приезжай ко мне завтра утром”. Дал адрес, объяснил, как доехать. Он жил в Лаврушинском переулке. Я приехал. Он мне открыл — маленький такой мужичишка. Мы пили чай и еще что-то. Я спрашивал у него про Есенина. Он рассказывал. А потом он меня спрашивает: “Тебе рекомендацию в Союз надо?” Я помялся, нет бы сказать: конечно надо. А он: “Я тебе напишу”. Сел и при мне написал».

(Из интервью Николая Годины для Виртуального музея писателей Южного Урала).

— Вступление в Союз писателей СССР в 1970 году.

Вскоре после получения рекомендации Василия Казина и участия в V Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве Николая Годину приняли в Союз писателей СССР.

— Знакомство и дружба с боснийским поэтом Изетом Сарайличем.

«…твои переводы, — пишет Сарайлич, — может быть, лучшие, которые я до сих пор прочел на русском языке». И еще: «…я и дальше убежден, что лучшие белые стихи в России наших дней пишет Николай Година» [2, с. 5].

— Победа в областной комсомольской премии «Орлёнок».

В 1968 г. Година стал вторым, после Б. Ручьева, лауреатом областной комсомольской премии «Орленок». Его стихами заинтересовались в Гарвардском университете и Библиотеке конгресса США [2, с. 6].

Литературным объединением «Ильменит» Николай Иванович руководил в течение 42-х лет. За всё время руководства он воспитал несколько поколений поэтов и писателей Миасса. Среди наиболее известных в литературном сообществе и являющихся членами Союза писателей России – Елена Раннева, Марат Шагиев, Александр Петров, Каринэ Гаспарян.

Елена Раннева – детский поэт, писатель, педагог. Она является автором 30 детских книг, методических пособий и более 1500 стихотворений. Стихотворения Елены Ранневой печатаются в журналах «Начальная школа», «Образование и наука», в детском журнале «Нафаня», в Московском литературном журнале «Кукумбер» и др. [3].

Из самых значительных литературных достижений: лауреат Всероссийского Бажовского фестиваля (2004, 2008) и дипломант Международного литературного конкурса «Лучшая книга года» (Германия, 2014, за книгу «Шла по дому доброта»).

Марат Шагиев – поэт и прозаик, автор 24-х сборников стихотворений и прозы. Также является редактором и составителем двух сборников миасского писателя Михаила Лаптева. В 1974 году, будучи участником литературного объединения «Ильменит» случился его первый поэтический дебют в газете «Миасский рабочий». В 2004 году стал лауреатом премии социальной сферы Собрания депутатов миасского городского округа за вклад в развитие культуры города Миасса. В 2008 году принят в Союз писателей.

Александр Петров – поэт, автор 10 поэтических сборников.
В литературном арсенале автора содержится более 1000 стихотворений и 20 поэм. Он является лауреатом Губернаторской премии 2007 г., Бажовских фестивалей народного творчества и дипломантом Челябинской областной книжной ярмарки. После обучения в Ильмените и других литобъединениях Челябинской области в 2004 году создал и 5 лет возглавлял собственное объединение «Метроном» в Миассе.

Каринэ Гаспарян – поэт, член Союза писателей России (2019 год). Поэтический талант Каринэ проявился ещё в 11 лет. Тогда она, ещё будучи школьницей, написала сочинение «Как я провёл лето», только не в прозе, а четырёхстопным ямбом на 10-ти страницах. После того, как Каринэ Гаспарян, по профессии лаборант-рентгенолог, приехала в Миасс в 1986 году – стала участником литературного объединения «Ильменит» и является им по сей день. Также она регулярно публикуется в альманахе «Графоман» своего учителя и наставника Николая Годины.

previous arrow
next arrow
Slider

ИЗ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: Н. И. ГОДИНА — РУКОВОДИТЕЛЬ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В 1987 году Николая Годину назначают руководителем Союза писателей Челябинской области. 11 лет на посту руководителя становятся для него одними из самых трудных и ответственных. Именно в это время происходит смена модели экономической системы России: с командно-административной на рыночную, что отражается и на литературном творчестве. Писательское ремесло коммерциализируется: чтобы выпустить книгу, уже не нужны положительные рецензии и одобрение литературных авторитетов, необходимы только деньги или «спонсор», найти которых для молодых писателей становится практически невозможно.

Как раз в этот бурный период Николай Иванович принимает решение создать издательство «Автограф». Какое-то время издательство было успешным, выпускало оно всё, что пользовалось спросом у массового читателя: лечебники, календари садоводов, советы по домашнему хозяйству, рыбалке, кулинарии. И всё же на рынке с жестокой конкуренцией и «законами 90-х» нравственному человеку без применения силы и связей было сложно выжить. Вскоре издательство закрылось, но Николай Иванович вспоминает это время с гордостью, потому что за те деньги, что заработало издательство, удалось выпустить книги молодых авторов Ивана Андрощука и Татьяны Тайгановой. Писатель признаётся, что только ради новых книг и продвижения молодых авторов он и организовал издательство.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕКЦИЯ В ЦЕНТРЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЧЕЛЯБИНСКЕ

Будучи руководителем Союза писателей Челябинской области в 1997 году Николай Година совместно с руководителем Челябинского государственного центра народного творчества Виталием Топтуновым создаёт Литературную секцию.

Регулярно, раз в квартал, на ней собирались поэты, писатели, композиторы как из Челябинска, так и со всей области. В рамках Бажовского фестиваля каждый год проходил литературный конкурс, победителям которого вручали ценные на тот момент призы (утюги, пылесосы и т. п.).

Почти 20 лет Николай Иванович преподавал в центре Народного творчества. Но как это бывает со сменой руководства и ориентиров, за 3 месяца до 20-летия литературной секции ему пришлось уйти. А за ним ушла и вся его аудитория, для которой Николай Година стал литературным авторитетом, наставником и учителем.

«В основном из моего семинара принимают в Союз писателей. Ческидова, Поповский, Хрипко, Тюнькин, Дубкова — это все мои семинаристы. В чём заключается творчество: если мне удастся научить его отличать поэзию от непоэзии, это будет здорово. Тогда ему не нужен никакой руководитель. Он сам сможет оценить, написал он хорошо или плохо».

(Из интервью Николая Годины для Виртуального музея писателей Южного Урала).

Несмотря на уход из Центра творчества, семинары Николай Година продолжил вести, только уже на базе Союза Писателей.

На семинаре в Союзе Писателей, посвященном выходу 40-го выпуска альманаха «Графоман», декабрь 2019

«ГРАФОМАНЫ – МЫ ВСЕ»

Отличать поэзию от непоэзии, видеть сильные и слабые стороны Николай Иванович продолжает и по нынешний день на презентациях литературного альманаха «Графоман».

С 2010 года ежеквартально (4 раза в год) он выпускает литературный альманах «Графоман». Поэт признаётся, что многие воспринимают название «Графоман» в негативном ключе, хотя он создан по аналогии с меломаном (любителем музыки), то есть для любителей словесности. В нем печатается практически половина членов Союза писателей:

«При советской власти графоманами стали называть людей, которые бездарные. А это совсем другое. Графомания – это мания писать. У меня есть товарищи, которые обижаются в связи с этим и не хотят публиковаться в журнале. Хотя мое мнение – графоманы мы все».

(Из интервью Николая Годины для Виртуального музея писателей Южного Урала).

В рамках презентации, 4 раза в год писатель проводит семинары, где подводит итоги нового выпуска, даёт рекомендации и личные советы, а также знакомится с начинающими поэтами, приехавшими из других городов Челябинской области ради встречи с Николаем Годиной.

Как раз на презентации юбилейного сорокового выпуска «Графомана» 8 декабря 2019 года стало известно о вступлении Каринэ Гаспарян – ученицы Николая Годины и нынешнего руководителя литературного объединения «Ильменит» – в Союз писателей России.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ В МИАССЕ

Музей в Миассе открылся в 2015 году при Библиотеке-филиале №21 (г. Миасс, пр. Автозаводцев 9). Во многом этому событию способствовал сам поэт. Николай Година передал в дар музея большую часть своих личных вещей: книги из своей библиотеки, большую коллекцию минералов, бюст Пушкина, документы, письма, картины и сувениры, привезённые с разных уголков стран и мира.

Современный писатель чаще всего является культуртрегером. Он пишет, выпускает свои книги и сборники, встречается с читателями, поклонниками, он передаёт мудрость и мастерство, накопленные годами, умеет находить потенциал и направлять тех, кто делает первые шаги в литературной деятельности. Именно таким предстаёт перед нами Николай Година. В свои 85 лет, несмотря на проблемы со здоровьем, он продолжает делиться профессиональным опытом, встречается со своими семинаристами и учит их мыслить не шаблонами, а смелыми новаторскими сочетаниями, порой несовместимыми по смыслу, но в контексте, отражающими всю суть ситуации, чувства, явления.

Н. Година проводит семинар в Союзе Писателей, декабрь 2019 год

Литературное творчество в жизни Николая Годины всегда занимало одну из лидирующих позиций: он сам писал, публиковался и издавал книги. Но ещё одним из важных аспектов жизни мальчика, рождённого на Полтавщине, выросшего в Уральской деревне и ставшего писателем, была культура: начиная от частной библиотеки в подростковом возрасте и заканчивая издательством, на прибыль от которого, даже в трудные времена 90-х с развалом СССР и дефолтом, выпускались книги молодых поэтов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литературная карта Челябинской области: Николай Година /
    В. А. Черноземцев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://litkarta.chelreglib.ru/persons/writers/godina-nikolaj-ivanovich/ (дата обращения: 15.12.2019).
  2. Шакирова, О. Б. «Николай Година: “Все, что ни сложу, всё о Миассе…”»: библиографический указатель / О. Б. Шакирова // Центральная городская библиотека им. Лебединского. Отдел библиографической работы — Миасс, 2015. — 60 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://miasslib.ru/wp-content/uploads/2016/06/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9-%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  3. Портал Марины Волковой: официальный сайт / Авторы: Елена Раннева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mv74.ru/blog/archives/elena-ranneva/ (дата обращения 26.02.2020).
  4. Портал Марины Волковой / М. В. Волкова «Новый выпуск “Графомана”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mv74.ru/blog/archives/novyj-vypusk-grafomana/ (дата обращения 01.03.2020).
  5. Журнал поэзии «Плавучий мост» // Евгений Туренко [Электронный ресурс]. — № 3 (19) — 2018. — Режим доступа: http://www.plavmost.org/?p=11460 (дата обращения 15.12.2019).
  6. Личное дело. Из литературного досье / Н. И. Година. —
    Челябинск : Цицеро, 2015. — 415 с.
  7. Медиазавод / Интервью: «Николай Година – любитель поэзии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mediazavod.ru/articles/authors/161207/?sphrase_id=379971 (дата обращения 01.03.2020).

Автор: Марина Черных