Виртуальный музей писателей
Южного Урала

«Венок сонетов» А.Маниченко

«Свои венки плетет» — трансформация венка сонетов в творчестве А. Маниченко

Меня всегда восхищало умение плести венки сонетов. Это, пожалуй, наиболее сложная форма стихопроизводства. Такое впечатление, будто огромная волна медленно, но неудержимо поднимается на высоту четырнадцатиэтажного дома, а затем стремительно обрушивается вниз, круша всё на своём пути.

Ашот Наданян

Что такое сонет?

Сонет и венки сонетов являются настолько каноничной формой, что углубляться во все определения и правила построения сонетов нет необходимости.

В словаре литературных терминов дается емкое определение сонета и правил его построения[1].

С самого начала формирования жанра сложились строгие требования не только к форме, но и к внутренней системе, а так же к смысловой структуре сонета.  Первый катрен обозначает читателю основную идею произведения; второй катрен развивает эту идею посредством дополнительных деталей, иллюстраций и обоснований. Октава таким образом складывается в тезис произведения.  Первый терцет секстета представляет собой антитезис идее, высказанной автором в октаве, а в последнем терцете осуществляется синтез идей, выраженных в октаве и в первом терцете и развязка сюжета сонета.

Когда форма развивалась в Англии строгость канона не только не ослабла, но еще более закрепилась, поменялся тип рифмовки [2]. А так же – Шекспир пошел дальше и усложнил форму сонета создав венок сонетов.

Исторически сложились три основные формы рифмовки в сонете [3], но стоит отметить, что со сменой эпох рождались и другие – «хвостатый», «двойной», «безголовый» и т.д.)

Формальная сложность сонета оказалась привлекательной для многих поэтов: они стремились испытать свой талант. В эпоху Возрождения сонет стал господствующим жанром лирики, к нему обращались Лопе де Вега, Уильям Шекспир, Микеланджело и даже Мария Стюарт.

Мелодичность и ритмичность сонетов знакомы нам по творчеству Уильяма Шекспира:

Сравню ли с летним днем твои черты?

Но ты милей, умеренней и краше.

Ломает буря майские цветы,

И так недолговечно лето наше!

То нам слепит глаза небесный глаз,

То светлый лик скрывает непогода.

Ласкает, нежит и терзает нас

Своей случайной прихотью природа.

Сонет был популярен всегда. Этот жанр не забывался ни в одной эпохе развития литературы, лишь трансформировался. Особенно были популярны эксперименты над ним. Так, например, один из выдающихся поэтов русских поэтов Г. Сапгир в своей книге «Сонеты в рубашках» показал свой взгляд на мир через синтез традиции и авангарда, через транформацию формы с сохранением сути.

I ФРИЗ РАЗРУШЕННЫЙ

личаем кудри складки

и треснувшие крылья

Вдавились мощной длани отпечатки

поверх легли тончайшей пылью

 

стекло крыло автомобиля

закружились в беспорядке

взмыли

мраморные пятки

 

беззвучно развалились

лась половина

и на ощупь гладкий

 

странно наложилась

ангельский и львиный

нет разгадки!

Из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что популярность сонета в новейшей русской поэзии, очевидно, можно связать с тем фактом, что в результате своей употребительности этот жанр стал своеобразным культурным знаком, символом классических и модернистских творческих установок. Именно потому значительная часть обращений к нему связывается с намеренной или неосознанной трансформацией основных параметров формы и содержания. Этот уровень «лабораторной работы» со стихом важен и значителен, так как передает по цепочке, от поколения к поколению, ренессансный дух словотворчества, представление о неисчерпаемости человеческой фантазии и художественного творчества.

Чтобы ставить эксперименты с формой сонета и венков сонетов – необходимо мастерство и творчество, потому как существует тонкая грань между сонетов и стихотворением сонетного типа. Но при этом, строгие требования формы и содержания дают большое поле для экспериментов с формой и рамкой. 

Венок сонетов А. Маниченко

Сонет — высшая форма лаконичности поэтического искусства. С течением времени сформировалась общепринятая схема развития сюжета в сонете: первая строфа формулирует завязку; вторая — обозначает конфликт; в третьей и четвертой строфе автор разрешает этот конфликт и дает философский вывод. Именно последовательность развития мысли («тезис – антитезис – синтез – развязка») в сонете делает эту форму уникальной среди всех остальных форм – только в сонете строгие требования предъявляются не только к форме, но и к содержанию произведения. И из этого выросла еще более сложная форма стихосложения – венок сонетов.

Из 15 сонетов, связанных между собой по определенным правилам составляется венок по следующей системе.

Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.

Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

В отечественную поэзию венок сонетов  впервые был введен Ф.Е. Коршем , который перевел на русский язык венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна в 1889году. Талантливые произведения, созданные в этом жанре, принадлежат перу В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, В.И. Иванова, М.А. Волошина. Мастерами данного поэтического жанра являются Н.Н. Шульговский, А.Г. Архангельский, В.Ф. Перелешин, Н.В. Крандиевская-Толстая, А.С. Кочетков, Г.К. Русаков, М.А. Тарловский, В.А. Солоухин.

В современной поэзии жанр венка сонетов не только не угас, но и получил новый рассвет. Как один из ярких примеров высокого мастерства региональных поэтов рассмотрим цикл стихотворений «Гербарий» Александра Маниченко.

Вместе с эпохой постструктурализма в литературе, и в частности, в поэзии, в соблюдении строгих форм стихосложения произошел сдвиг – выход за рамку и расшатывание канона стало практически обязательных условием произведения. Но при этом форма и структура должны были все же быть узнаваемы. Читатель должен узнавать вид произведения, память жанра – вызывать в нем ассоциации – как читать текст, что от него ожидать, как интерпретировать. Но, при этом автор вносит какой-либо новый элемент, играет с жесткими рамками, как бы не ломая стену, но делая в ней дверь, на ней изображая что-либо – упорядоченный хаос. И в этом состоит мастерство современного поэта-сонетиста – творить и чувствовать думая, структурируя, приводя к стройной форме этот хаотичный поток мыслетворчества.

Венок сонетов «Гербарий» представляет собой пример такого высокого мастерства автора.

Уже само название семантически подводит нас к пониманию формы. Автор сразу названием и иллюстрациями приводит к смыслу сборника, дает нам ключ к прочтению. Автор обращается к одной из ключевых, классических тем в художественной литературе – теме райского сада, эдема. Но не в лирическом контексте, а в творческом. В хаосе произрастания цветов, травы и деревьев с саду – он показывает нам мир творчества, мир поэзии. Как каждый кто творит – вплетает свой узор в мир сада. На протяжении всего сборника он проводит аналогию с цветами-стихами, которые либо соответствуют своему названию и виду, либо же называются иначе, чем выглядят. В хитрости замысла Творца – он отражает свой же эксперимент с формой – о том, что «как было бы легко когда над каждым камнем над каждым кустиком над каждым стебельком висела в воздухе мерцающая дымка узнаванья названье без усилий приходило б к нам». Сама суть эксперимента над жанром заложена в смысле цикла – творчество создает неповторимый и прекрасный узор, в какую бы форму его не облекали и как бы ни называли.

Цикл состоит по канону из 15 стихотворений, но при этом магистралом является не последний, а первый стих. При этом вся логическая и структурная форма сохранилась. Таким образом, соблюдая «святую» каноничность поэт переворачивает этот канон в диаметрально противоположную сторону, сохраняя строгость в форме сонета – количество строф, рифма и содержание – строго по канону.

С раскручиванием венка Маниченко продолжает эксперимент и с формой и с содержанием и даже со структурой сонетов. При этом не останавливаясь на чем-то одном, он очень тонко и изящно складывает это все в классический венок сонетов.

Так, даже в первом магистрале он смешивает типы рифм из основных общепринятых, по манере Гумилева и Анненского.

В третьем сонете автор представляет сонет в виде двух секстин и дистиха.

Четвертый сонет представляет вариацию опрокинутого сонета – во главе сонета – терцет и за ним следуют три катрена.

В пятом сонете автор смешивает катрены и терцеты чрез один, и даже в строках стихотворения сам иронизирует над этим экспериментом:

Восьмой и девятый сонеты автор пишет с форме «половинного» сонета.

Такой прием задает динамику всему венку. Размеренный одинаковый ритм классического сонетного венка ломается, появляется игривость и скорость.

Что особенно интересно, динамика так же связана со смысловым каноном сонета. Если мы рассмотрим каждый сонет как строчку, то получится что тезис (первые 4 сонета в венке) и антитезис (сонеты с 5 по 7) развиваются постепенно, мысль нарастает, и в моменте синтеза этих идей – как раз на 8 и 9 сонетах – плавный поток ломается, как бы «скомкивая» все вышесказанное, сталкивая идею и противоидею даже ритмом.

И уже с развязкой ритм снова нарастает, но ломается уже практически полностью строфичная система сонетов. Так десятый сонет состоит из одних двустиший, одинадцатый из октавы, катрена и одной завершающей строки, а в двенадцатом сонете деление на строфы вообще исчезает, зато появляется 15-я строка. В тринадцатом сонете, что тоже символично, сонет состоит из четырех терцетов и дистиха.

И в завершение, пятнадцатый сонет снова приходит к классической строфической форме, практически к строгой рифме, подчеркивая, таким образом, незыблемость канонов жанра.

На основании вышеизложенного мы можем сделать несколько выводов.

Венок сонетов по праву считается одной из самых сложных и искусных форм стихосложения. Сонеты, терцеты, венки сонетов в частности — культурный знаком, символом классических и модернистских творческих установок. А так же,  это фрейм, ограничительная рамка для поэта, которая позволяет ему сфокусировать внимание на определенной теме. Для того, чтобы составить это произведение искусства, недостаточно просто создать цикл из 14 стихов сонетного типа, надо связать их логическим смыслом, который будет соответствовать строгим требования канона.

«Гербарий» Маниченко является высоко искусным образцом венка сонета современной поэзии. Экспериментальность в таком жанре требует выверенности слова и слога, тонкого чувствования генезиса жанра и умения размывать границы, не стирая у читателя ощущения, что он знает и понимает, что он читает – сохранение памяти жанра, уникального отпечатка формы сонета в творчестве.

А. Маниченко развивает идею экспериментов с формой и трансформацией жанров, следуя примерам поэтов авангардной традиции русской поэзии: Сапгир, Кибиров, Еременко.

Так же, форма венка сонетов с цикле Маниченко подчеркивает, что для того, чтобы творить в строгой организации с привнесением элементов эксперимента, необходимо мастерство возможно гораздо большее, чем при создании классического сонетного венка.

И при этом, своим творчеством автор подчеркивает, что все в мире меняется, умирает и трансформируется, но при этом есть вещи настолько вечные и незыблемые, что они не только не изживают себя, а дают новые возможности для творчества спустя века, после их изобретения.

Сонет сам по себе – аллегория модели мира в творчестве поэта. Поэт передает свой взгляд на мир в 14 стоках, что показывает мастерство не только стихосложения, но и умения излагать мысли в соответствии с требованиями жанра. При этом, А. Маниченко пошел дальше, по примеру авангардистов и усложнил задачу поэта – уложить смысл сонета и послание в нем в усеченную форму, в обратную и пр., задействованные в венке. В итоге он смог трансформировать форму сонета и венка в различных вариациях, при этом сохраняя память о смысле и сути жанра.

Рамка жанра с одновременным выходом из нее в плане смысла и формы показывает мастерство поэта и умение привести хаос к гармонии.

[1] Сонет – строгая форма стихосложения, состоящая из 14 строк со сложной системой рифмовки и определенной смысловой структурой.

В начале образования этой формы сонет применялся в любовной лирике. Петрарка в XIV в. воспел свою Лауру в сонетах, которые навсегда стали образцом для поэтов разных стран.

Итальянский сонет строился еще различными способами. Обязательным для него является деление на четыре части: два четверостишия (катрена), вместе составляющих восьмистишье (октаву), и два трехстишья (терцета), составляющих шестистишье (секстет).

Кроме того, в сонете не могут повторяться слова (исключения лишь для предлогов, союзов, частиц и т.п.). Мужские и женские рифмы должны чередоваться, а каждая из четырех строф имеет синтаксическую законченность.

[2] «Шекспировский» тип сонета становится английским национальным вариантом сонетного канона; его называют еще сонетом с «английской рифмовкой» — abab I cdcd I efef I gg (три катрена и заключительное двустишие, которое носит название «сонетный ключ (замок)»).

[3] Итальянская форма – abab abab cdc ded (или cde cde).

Французская форма – abba abba ccd eed (или cd ede)

Английская форма – abab cdcd efef gg.