Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Особенности повести «Царёнок»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТИ
Н. И. ГОДИНЫ «ЦАРЁНОК»

Николай Иванович Година — русский поэт и писатель, заслуженный работник культуры РФ, автор более 20 книг и многочисленных публикаций в журналах.

Хотя поэтический талант Н. Годины проявился ещё в школьные годы, официально его литературный дебют состоялся в 1958 году в газете «Кронштадтская правда» со стихотворением «Новичок». Первый сборник стихотворений писателя «Белое, синее» вышел в 1967 году и сразу получил челябинскую комсомольскую премию «Орлёнок».

Владимир Алексеевич Черноземцев, писатель и журналист, называл Н. Годину «прежде всего» поэтом. И действительно, стихи Николая Ивановича привлекли внимание Гарвардского университета и Библиотеки конгресса США и были переведены на множество языков (украинский, татарский, сербо-хорватский и др.) [2].

Однако Н. Година — не только поэт. Особое место в его творчестве занимают немногочисленные прозаические произведения, такие как «При чём здесь шуточки?», «Царёнок», «Поцелуй меня с разбегу» и др.

В статье речь пойдёт как раз об одном из них — повести «Царёнок».

Губернатор Челябинской области П. И. Сумин (слева) вручает Н. Године (посередине) почетный знак «За заслуги перед Челябинской областью». 2005 г.

Специфика жанра

Сам Н. И. Година определяет жанр «Царёнка» как повесть. Многие определения этого жанра достаточно обобщённые. В «Литературном энциклопедическом словаре» под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева сказано следующее: повесть — эпический жанр, «корнями уходящий в устную традицию». Для повести важно «расширение многообразия мира по мере простого течения жизни во времени или смена впечатлений повествователя, видящего всё новые и новые сцены, новых людей». «Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения — положения, душевные состояния, пейзажи, описания» (В. В. Кожинов) [3].

Выделяют следующие черты повести:

  • сюжет сосредоточен преимущественно вокруг главного персонажа;
  • элементы следуют друг за другом по принципу хроники;
  • охват небольшого периода времени;
  • акцент на статических компонентах произведения (душевные состояния, пейзажи, описания и т. п.).

В «Теории литературы» под ред. Н. Д. Тамарченко отмечается, что повесть может иметь форму переписки, воспоминаний. Н. Л. Лейдерман отмечал, что повесть раскрывает определенный аспект отношений человека и действительности как процесс.

Чтобы определить истинный жанр «Царёнка», следует выделить присущие ему литературные особенности:

  • герой, указанный в заголовке, не является в полном смысле главным: повествование ведётся от лица друга Царёнка;
  • в центре сюжета находится не только главный герой (допустим, Царёнок), но и множество второстепенных персонажей;
  • сюжет разорванный, он представлен в виде небольших озаглавленных миниатюр («Соревновались», «Трубка», «Жвака», «Промазал» и т. д.), практически не связанных друг с другом сюжетно. Благодаря этому их можно читать в совершенно любом порядке без каких-либо смысловых потерь;
  • охватываемый временной период составляет около 25 лет.

Таким образом можно с уверенностью сказать, что «Царёнок» не является повестью в ее классическом понимании. Произведение можно охарактеризовать как цикл небольших рассказов, заметок, миниатюр.

Обложка книги «Царёнок» Н. И. Годины 

Роль заголовков и подзаголовков

Один из жителей Чудиново, где происходит действие произведения, по имени Владимир Прокопьевич Васильев, имел прозвище «Царёнок». Его значение объясняется в книге следующим образом: «Володькин отец был шутом. Он был царь, и были у него придворные. Жена — царица, дети — царята. Все они веселили народ»

Царёнок сыграл определенную роль в формировании рассказчика: во многих миниатюрах описаны приключения Царёнка и повествователя — их походы на рыбалку, охоту. Для В. И. Родикова-Кузяева Царёнок имел большое значение, рассказчик вспоминает его с особой теплотой и восхищением: 

«Хочется отметить: этому человеку образования бы — цены бы не было. <…> Меня поражало его бесстрашие. <…> Я много ночей с ним провёл. И всегда он старался, чтобы мне было хорошо. А с едой — сам не съест, мне отдаст. Прошли годы, но я вспоминаю его с благодарностью за всё. Он воспитал меня выносливым, не трусом, не нытиком. Научил стрелять, хотя и не так, как он». 

При этом рассказчик отмечал, что Царенок ему покровительствовал. Немаловажно и то, что одна из героинь, Тоня Чистякова, говорила, что Царёнок «для нее был и отец, и мать сразу».

Подзаголовки имеют интересную особенность: в них всегда отражена главная тема рассказа, заметки, миниатюры. Например, в миниатюре «Страшное кино» рассказывается о том, как в Чудиново в послевоенные годы приехало немое кино — показывали танки. В «Избе Царёнка» рассказывается о деревенских, которые проживали в этом домишке до В. П. Васильева, а в «Помнит ли Миша» В. И. Родиков-Кузяев упоминает, как случайно чуть не убил Мишку и задается вопросом, помнит ли его приятель об этом.

Особенности нарратива

Полное заглавие книги — «Царёнок: из устных рассказов Владимира Ивановича Родикова-Кузяева».

В «Предуведомлении» мы узнаём от Николая Годины, что «Володя Родиков»«один из самых близких друзей и свидетелей суеголового ребячества». Уже во взрослом возрасте между ними установилась переписка, в результате которой и из которой и родилась повесть «Царёнок»:

«Наша переписка стала своеобразным литературным соавторством. Володя рассказывал, а я добавлял и записывал»

Повествование в повести идёт именно от лица Владимира Ивановича. Он рассказывает о себе, о других жителях деревни, включая Н. Годину и «Царёнка», о довоенном, военном и послевоенном быте и о характерных для детского возраста играх и развлечениях.

Несмотря на детское восприятие жизненных сцен, автор с глубокой точностью описывает события далеких лет, их последствия.

В коротеньких рассказах, зарисовках, иногда даже набросках нас захватывает череда событий, примитивных, не всегда логичных, но жизненных, уже однажды случившихся.

Несмотря на то, что повествование ведется от имени друга детства Владимира Ивановича Родикова-Кузяева, авторство Николая Годины осязаемо и обнаруживается при первом же прочтении. Самобытный мастер, со своим видением жизни и неповторимым языком, он создал непридуманную повесть из жизни непридуманных людей.

Н. Година и Родиков-Кузяев не героизируют персонажей повести. Напротив — иногда они показаны едва ли не в гипертрофированном виде. Но именно эта действительность, без лукавства и прикрас, и располагает к автору, не дает усомниться в правдивости его рассказа.

Главное достоинство Николая Ивановича Годины — его доброта, сердечность, отзывчивость к героям повествования. Юмор, шутка и легкая ирония находят место в большинстве миниатюр, а злоба и язвительность — совершенно отсутствуют.

Роль рисунков

Роль художественного оформления в исполнении С. В. Андрусенко — погрузить читателей в мир той действительности, в которой происходили события «Царёнка». Иллюстраций в книге немного, все они чёрно-белые и больше похожи на скетчи. Рисунки посвящены исключительно деревенской тематике: мальчишки с удочками шагают на рыбалку, дровосек сидит на краю пашни и закуривает сигарету, подсолнухи склоняются над плетенью и т. п.

previous arrow
next arrow
Slider

Отдельного внимания заслуживает обложка книги. На ней нарисован щуплый подросток, изображающий, видимо, или самого Н. Годину, или рассказчика, В. И. Родикова-Кузяева, или Царёнка. Он в плоской кепке, широких штанах и майке — стереотипный деревенский образ, знакомый многим русским читателям.

Художественные особенности

Проза Николая Годины — самобытная и узнаваемая. Авторский стиль в повести «Царёнок» складывается, в первую очередь, из многочисленных лексических и синтаксических особенностей текста [1].

Следует напомнить, что всё произведение состоит из воспоминаний жителя села. Все эти воспоминания представлены в тексте в том виде, в каком они сохранились в его памяти. Поэтому речь героев состоит из разговорных слов, просторечий, обсценной лексики, диалектизмов и топонимов, на неё влияют различные говоры и возрастные особенности героев и т. д.

  1. Разговорная лексика, просторечия: «смолотил сынка», «башка», «пузо надул», «девки», «Панята были драчунами», «прижучить».
  2. Топонимы: Чудиново, ЧТЗ, Миасс, Челябинск, Троицк.
  3. Диалектизмы: «олябушки» (небольшой круглый хлеб), «куфайка» (тёплая вязаная рубашка), «пимокат» (тот, кто валяет валенки), «колдобина» (яма).
  4. Имитация говоров и устной речи деревенских жителей: «Морозяко-то какой, всю спину перекоробатило», «Пошто открыта дверца?», «Нато к завтрему обувку потчинить», «Смотри, чё час будет», «Титенька напутетенькал!».
  5. Использование лексики, соответствующей советской действительности: сельсовет, колхоз, сельпо.
  6. Короткие песенки, частушки:
***
«По деревне с колотушкой
Девки, мать вашу ети,
Если он туда не лезет —
Колотушкой колоти».

***
«Пойте, девочки, припевочки,
А мне не до того:
Умер дедушка на бабушке,
Стащить надо его».

Синтаксис, по большей части, также имитирует устную речь, поэтому предложения часто короткие, рваные, нередко односложные. Иногда применяется такой приём как парцелляция.

  1. Короткие, простые предложения: «А утром Михаила арестовали. Дали пять лет. Потом был пересуд по ходатайству колхоза. Освободили».
  2. Неполные предложения: «Мне всегда доставалась голова — голову охотнику», «Приходит — хохочет», «Дурачились — молодые, Алексею было девятнадцать, Николаю — не знаю».
  3. Вводные конструкцие и частицы, характерные для устной речи: «Короче, кино сорвалось», «Ходили-то мы, считай, до снегу».

 

В «Царёнке» Н. Година выступает в качестве медиадтора, передаёт воспоминания  Родикова-Кузяева, которые связаны с их общим детством: «С почти обречённым упорством ищу и ищу рассеянных по свету свидетелей тех невозвратных лет. Но, отыскав, … наблюдаю со стороны, оттягивая долгожданную встречу. И часто, ах, как часто! — не успеваю». Произведение пронизано ностальгией и мыслями об «утраченном рае» — счастливом времени детства и юношества. Эта мысль закреплена в последней миниатюре, её говорит рассказчик Николаю Године: «Наше поколение почти всё вымерло… А жизнь, Коля, несмотря ни на что, продолжается…».

Список литературы

  1. Година, Н. И. Царенок: из устных рассказов Владимира Ивановича Родикова-Кузяева / Н. И. Година. — Челябинск : Цицеро, 2013. — 184 стр.
  2. Литературная карта Челябинской области: Николай Година / В. А. Черноземцев. — URL: http://litkarta.chelreglib.ru/persons/writers/godina-nikolaj-ivanovich/#prettyPhoto (дата обращения: 15.04.2024).
  3. Повесть // Большая российская энциклопедия. — URL: https://bigenc.ru/c/povest-f7a932 (дата обращения: 15.04.2024).
  4. Повесть // Литературный энциклопедический словарь под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 281.