Виртуальный музей писателей
Южного Урала
Природные образы в творчестве Н. И. Годины

Природные образы в творчестве Н. И. Годины

Природные образы в творчестве Н. И. Годины

Специфика региональной литературы формируется за счёт активного использования локальных особенностей, отсылающих читателя к известным природным или урбанистическим пространствам, играющих значительную роль в формировании культурного облика конкретного населённого пункта. В контексте этого литературоведческое исследование, основанное на изучении поэтической рефлексии пространств, образов, а возможно, и персоналий писателем, имеет важное значение для понимания уникальности не только самого писателя, но и региона, который им художественно осмысляется.
Литература, как форма искусства, играет важную роль в выражении и передаче человеческих мыслей, чувств и опыта. Одним из ключевых элементов литературного произведения являются образы, которые помогают авторам передать свои идеи, создать глубокий эмоциональный и интеллектуальный эффект на читателей. Образы являются мощным средством литературного выражения, способом описания и исследования человеческого опыта в его разнообразии и сложности.

Николай Иванович Година

Что такое художественный образ?

Понятие художественного образа является одним из самых разработанных в эстетике и востребованных во множестве дисциплин, исследующих конкретные виды искусства. Ключевую философскую концептуализацию художественного образа выполнил Гегель, определив образ как предмет, который «являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность». Однако эпоха модерна изменила представления об образе как об объекте, выражающем какую-либо действительность, поскольку философия и эстетика некоторых направлений искусства XX века опиралась как раз таки на беспредметность и абстрактность, делая их ключевыми элементами в способах фиксации рефлексируемого.
Важным является указать, что художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:
1. каждой эпохе свойственны свои особенности отражения реальности. Это оказывает влияние и на процесс создания художественных произведений авторами-сентименталистами, писателями- модернистами и т. д.;
2. активное развитие искусства предопределяет изменение соотношения реальности и идеала, эмоционального и рационального аспектов жизни, действительности и фантазии.

Помимо этого, художественный образ заключает в себе несколько важных функций, например:
1. образы помогают создать эмоциональную связь между автором и читателем. Образы могут вызывать различные эмоции и чувства, активизируя воображение и восприятие читателя.
2. образы служат средством выражения и передачи идей и концепций. Авторы могут использовать образы, чтобы иллюстрировать абстрактные понятия и аспекты человеческого опыта, делая их более понятными и доступными.
3. образы могут использоваться для создания символических и метафорических аналогий, позволяя авторам скрытно передать сложные смыслы и идеи.
Историко-литературный процесс постоянно вырабатывает новые системы образов, которые характерны, предположим, только для какой-то определённой национальной литературы. Русская литература хоть и считается молодой относительно других европейских литератур успела более чем за три столетия сформировать целую типологию образов, в которую входят:
1. персонификация (абстрактные понятия или неодушевленные объекты оживают и приобретают характеристики живых существ);
2. символизация (образный знак-объект, обладающий скрытым значением и используемый для передачи аллегорических и метафорических идей);
3. архетип (универсальный символический образ, находящиеся в коллективном бессознательном).
В контексте этого постараемся разобраться, в чём специфика природных образов в поэзии Н.И. Годины, а точнее их символико-содержательное наполнение.

   Природные образы в поэзии Н. И. Годины

Южноуральская литература имеет свои особенности, связанные с использованием образов, отражающих культурные, географические и исторические особенности региона. В поэзии Н. И. Годины один из наиболее распространенных образов — это образ леса.

Дрожишь случайною осинкою
В чужом лесу, где не тепло.
Сквозь сумрак, выкрашенный синькою, Мигает звездное табло.

Лес во мгле, как искрошенный мелко, Без растительных вовсе примет.

В Миассе пыль до потолка. Из улиц выпутавшись еле,
Ныряю в лес, как в подземелье, Жарой пришибленный слегка.

В лесу, как в парфюмерном магазине, Дыши бесплатно и домой бери.
Кроме образа леса в лирике Николая Годины частотно упоминание образов озера или моря:
Сохло, лесом взятое в кавычки,
Озеро, стеколышком слепя.

Болталось озеро в живом Сосуде, где мальки кружили…

Возле озера Басуново
Закопают, кто умрёт.

Будто в море брошенный венок. На несущую способность ног Уповая, кот косит сердито.

Хочу быть морем, морем быть хочу.

Среди природных образов уральский поэт активно использовал образы поля или луга.

Однажды,
неосторожно перебегая поле,
я подорвусь
на птице.

Дождь идет. Унылая пора.
Сверху луг – постиранный палас.

Скворец махнул, наш адресок запомнив Вдогон за выводком через лужок.

Нажму на кнопку, как от боли
Избавлюсь от лихой отравы.
Направо – луг, налево – поле,
До края, прямо – только травы.

Данные образы являются наиболее знаковыми для автора, чем объясняется частотность их употребления в различных сборниках Н.И. Годины. Рассмотрим специфику функционирования и содержания каждого из указанных нами топосов отдельно.
Образ леса
Почти в каждом втором стихотворении Н.И. Годины есть упоминание леса, причём использование данного образа зачастую связывается в мировосприятии лирического героя с актуальным средством уединения, бегства от обыденности и городской суеты. Однако для писателя лес не мифологизируется, не существует как пространство метафизического — лес в творчестве Годины самый что ни на есть натуральный: читателю не составит труда представить его запах и услышать шелест веток — тем самым художественная стратегия предполагает влияние не на читательское ratio, а непосредственно на sensus. Это место — обозначаемый образ —, является активным пространством бытования лирических героев стихотворений Годины. Такое пристальное внимание к лесу может быть обусловлено тем, что сам южноуральский поэт долгое время провел в Миассе, городе, окруженном лесными массивами и горными хребтами. Образ леса в творчестве Н.И. Годины тем самым вписывается в классическую литературную традицию XVIII и XIX веков, которая предполагала репрезентацию чувств и психологического состояния главного героя через пейзажные зарисовки и очерки, характеристики пространства. Можно утверждать, что в этом контексте поэзия Н.И. Годины продолжает сентименталистские традиции Н. М. Карамзина и И. Ф. Богдановича, для которых культ природы имел символическое значение.

Н. Година с писателем В. Астафьевым в Ильменском заповеднике. 1994 г.

Образ озера

Образы водных пространств (преимущественно озера) в поэзии Николая Годины играет важную роль, при чём Миасс как географический объект с обилием водных агломераций, имеет ключевое, символическое значение. Город расположен в Челябинской области на берегу озера Тургояк, который также часто упоминается в стихах Н.И. Годины. Сама вода становится у южноуральского автора в творчестве символом простора, свободы, силы и трансформации, а также олицетворяет бесконечность и широту мира. Она выражает стремление человека к свободе, путешествию и открытиям.
Озеро, в свою очередь, символизирует спокойствие, родную землю и уют. Для Годины озеро Тургояк становится местом, где он находит вдохновение и покой. В его стихах озеро описывается как зеркало, отражающее небо и окружающую природу. Оно связано с идейной и эмоциональной родиной, с местом, где поэт чувствует себя дома.
Озеро как образ, пространственно ассоциирующийся с Миассом, усиливает символическое значение последнего, придаёт произведениям Годины особую эмоциональную наполненность и глубину, обозначает фундаментальную детерминированность творчества особенностями географического пространства, в котором существовал поэт в первую очередь как личность. Они становятся не только элементами природы, но и отражением внутреннего мира Николая Годины и его связи с Уралом. В поэзии южноуральского автора образ воды (озера) образует своеобразный мост между родным городом и внешним миром, символизируя связь человека с окружающей природой и необходимость нахождения гармонии с и в ней. Неслучайно к озёрной тематике обращается практически каждый южноуральский автор.

Образ поля

Образ поля и луга в поэзии Николая Годины является еще одним символически значимым природным образом. Поле и луг олицетворяют пространство и свободу, гармонию и изобилие, а также непосредственное общение с природой.
Можно предположить, что поле и луг служат метафорическими пространствами, которые образуют микрокосмическую структуру в поэтическом тексте. Они рассматриваются как образы места, в которых происходят различные действия и события.
Поле и луг также имеют семантические связи с другими образами и символами в поэзии Годины. Например, поле может быть связано с образами хлеба, урожая и труда, символизируя плодородие и преображение. Луг, в свою очередь, может быть связан с образами цветов и трав, символизируя красоту, жизненную силу и гармонию.
Филологический анализ образов поля и луга в поэзии Годины также выявляет множество стилистических приемов и риторических фигур, используемых Годиной для создания особой атмосферы в произведениях. Огромное значение в его лирике уделяется системе метафор в рамках одного художественного текста: обозначаемая дистанция между лирическим героем и природой тождественна дистанции между обозначающим и обозначаемым, знаком и то, что за ним скрывается.
Указание на эти взаимоотношения — авторская стратегия Н.И. Годины, позволяющая вариативно художественно реализовать тот или иной образ.
Пространственные, символические, художественные координаты для южноуральского автора становятся полем для творческой работы, по актуализации смыслов в едва уловимые промежутки времени, что, во-первых, и делает его поэзию регионально ориентированной, а во-вторых, позволяет его вписать в общий литературный процесс России как автора традиционной «школы».

Библиографический список:

  1. Петровская, Е. В. Теория образа / Е. В. Петровская. — М.: РГГУ, 2012. — C. 16.
  2. Ильинская Е. Л. Образы в литературе: Типология и художественная функция. — М.: Издательство Московского университета, 2015.
  3. Гегель Г. В. Ф. Эстетика : В 4 т. — М. : Искусство. — Т. 1. — 1969. — 326 с.