Природные образы в творчестве Н. И. Годины
Специфика региональной литературы формируется за счёт активного использования локальных особенностей, отсылающих читателя к известным природным или урбанистическим пространствам, играющих значительную роль в формировании культурного облика конкретного населённого пункта. В контексте этого литературоведческое исследование, основанное на изучении поэтической рефлексии пространств, образов, а возможно, и персоналий писателем, имеет важное значение для понимания уникальности не только самого писателя, но и региона, который им художественно осмысляется.
Литература, как форма искусства, играет важную роль в выражении и передаче человеческих мыслей, чувств и опыта. Одним из ключевых элементов литературного произведения являются образы, которые помогают авторам передать свои идеи, создать глубокий эмоциональный и интеллектуальный эффект на читателей. Образы являются мощным средством литературного выражения, способом описания и исследования человеческого опыта в его разнообразии и сложности.
Что такое художественный образ?
Понятие художественного образа является одним из самых разработанных в эстетике и востребованных во множестве дисциплин, исследующих конкретные виды искусства. Ключевую философскую концептуализацию художественного образа выполнил Гегель, определив образ как предмет, который «являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность». Однако эпоха модерна изменила представления об образе как об объекте, выражающем какую-либо действительность, поскольку философия и эстетика некоторых направлений искусства XX века опиралась как раз таки на беспредметность и абстрактность, делая их ключевыми элементами в способах фиксации рефлексируемого.
Важным является указать, что художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:
1. каждой эпохе свойственны свои особенности отражения реальности. Это оказывает влияние и на процесс создания художественных произведений авторами-сентименталистами, писателями- модернистами и т. д.;
2. активное развитие искусства предопределяет изменение соотношения реальности и идеала, эмоционального и рационального аспектов жизни, действительности и фантазии.
Помимо этого, художественный образ заключает в себе несколько важных функций, например:
1. образы помогают создать эмоциональную связь между автором и читателем. Образы могут вызывать различные эмоции и чувства, активизируя воображение и восприятие читателя.
2. образы служат средством выражения и передачи идей и концепций. Авторы могут использовать образы, чтобы иллюстрировать абстрактные понятия и аспекты человеческого опыта, делая их более понятными и доступными.
3. образы могут использоваться для создания символических и метафорических аналогий, позволяя авторам скрытно передать сложные смыслы и идеи.
Историко-литературный процесс постоянно вырабатывает новые системы образов, которые характерны, предположим, только для какой-то определённой национальной литературы. Русская литература хоть и считается молодой относительно других европейских литератур успела более чем за три столетия сформировать целую типологию образов, в которую входят:
1. персонификация (абстрактные понятия или неодушевленные объекты оживают и приобретают характеристики живых существ);
2. символизация (образный знак-объект, обладающий скрытым значением и используемый для передачи аллегорических и метафорических идей);
3. архетип (универсальный символический образ, находящиеся в коллективном бессознательном).
В контексте этого постараемся разобраться, в чём специфика природных образов в поэзии Н.И. Годины, а точнее их символико-содержательное наполнение.
Природные образы в поэзии Н. И. Годины
Южноуральская литература имеет свои особенности, связанные с использованием образов, отражающих культурные, географические и исторические особенности региона. В поэзии Н. И. Годины один из наиболее распространенных образов — это образ леса.
Дрожишь случайною осинкою
В чужом лесу, где не тепло.
Сквозь сумрак, выкрашенный синькою, Мигает звездное табло.
—
Лес во мгле, как искрошенный мелко, Без растительных вовсе примет.
—
В Миассе пыль до потолка. Из улиц выпутавшись еле,
Ныряю в лес, как в подземелье, Жарой пришибленный слегка.
—
В лесу, как в парфюмерном магазине, Дыши бесплатно и домой бери.
Кроме образа леса в лирике Николая Годины частотно упоминание образов озера или моря:
Сохло, лесом взятое в кавычки,
Озеро, стеколышком слепя.
—
Болталось озеро в живом Сосуде, где мальки кружили…
—
Возле озера Басуново
Закопают, кто умрёт.
—
Будто в море брошенный венок. На несущую способность ног Уповая, кот косит сердито.
—
Хочу быть морем, морем быть хочу.
Среди природных образов уральский поэт активно использовал образы поля или луга.
Однажды,
неосторожно перебегая поле,
я подорвусь
на птице.
—
Дождь идет. Унылая пора.
Сверху луг – постиранный палас.
—
Скворец махнул, наш адресок запомнив Вдогон за выводком через лужок.
—
Нажму на кнопку, как от боли
Избавлюсь от лихой отравы.
Направо – луг, налево – поле,
До края, прямо – только травы.
Данные образы являются наиболее знаковыми для автора, чем объясняется частотность их употребления в различных сборниках Н.И. Годины. Рассмотрим специфику функционирования и содержания каждого из указанных нами топосов отдельно.
Образ леса
Почти в каждом втором стихотворении Н.И. Годины есть упоминание леса, причём использование данного образа зачастую связывается в мировосприятии лирического героя с актуальным средством уединения, бегства от обыденности и городской суеты. Однако для писателя лес не мифологизируется, не существует как пространство метафизического — лес в творчестве Годины самый что ни на есть натуральный: читателю не составит труда представить его запах и услышать шелест веток — тем самым художественная стратегия предполагает влияние не на читательское ratio, а непосредственно на sensus. Это место — обозначаемый образ —, является активным пространством бытования лирических героев стихотворений Годины. Такое пристальное внимание к лесу может быть обусловлено тем, что сам южноуральский поэт долгое время провел в Миассе, городе, окруженном лесными массивами и горными хребтами. Образ леса в творчестве Н.И. Годины тем самым вписывается в классическую литературную традицию XVIII и XIX веков, которая предполагала репрезентацию чувств и психологического состояния главного героя через пейзажные зарисовки и очерки, характеристики пространства. Можно утверждать, что в этом контексте поэзия Н.И. Годины продолжает сентименталистские традиции Н. М. Карамзина и И. Ф. Богдановича, для которых культ природы имел символическое значение.
Образ озера
Образы водных пространств (преимущественно озера) в поэзии Николая Годины играет важную роль, при чём Миасс как географический объект с обилием водных агломераций, имеет ключевое, символическое значение. Город расположен в Челябинской области на берегу озера Тургояк, который также часто упоминается в стихах Н.И. Годины. Сама вода становится у южноуральского автора в творчестве символом простора, свободы, силы и трансформации, а также олицетворяет бесконечность и широту мира. Она выражает стремление человека к свободе, путешествию и открытиям.
Озеро, в свою очередь, символизирует спокойствие, родную землю и уют. Для Годины озеро Тургояк становится местом, где он находит вдохновение и покой. В его стихах озеро описывается как зеркало, отражающее небо и окружающую природу. Оно связано с идейной и эмоциональной родиной, с местом, где поэт чувствует себя дома.
Озеро как образ, пространственно ассоциирующийся с Миассом, усиливает символическое значение последнего, придаёт произведениям Годины особую эмоциональную наполненность и глубину, обозначает фундаментальную детерминированность творчества особенностями географического пространства, в котором существовал поэт в первую очередь как личность. Они становятся не только элементами природы, но и отражением внутреннего мира Николая Годины и его связи с Уралом. В поэзии южноуральского автора образ воды (озера) образует своеобразный мост между родным городом и внешним миром, символизируя связь человека с окружающей природой и необходимость нахождения гармонии с и в ней. Неслучайно к озёрной тематике обращается практически каждый южноуральский автор.
Образ поля
Образ поля и луга в поэзии Николая Годины является еще одним символически значимым природным образом. Поле и луг олицетворяют пространство и свободу, гармонию и изобилие, а также непосредственное общение с природой.
Можно предположить, что поле и луг служат метафорическими пространствами, которые образуют микрокосмическую структуру в поэтическом тексте. Они рассматриваются как образы места, в которых происходят различные действия и события.
Поле и луг также имеют семантические связи с другими образами и символами в поэзии Годины. Например, поле может быть связано с образами хлеба, урожая и труда, символизируя плодородие и преображение. Луг, в свою очередь, может быть связан с образами цветов и трав, символизируя красоту, жизненную силу и гармонию.
Филологический анализ образов поля и луга в поэзии Годины также выявляет множество стилистических приемов и риторических фигур, используемых Годиной для создания особой атмосферы в произведениях. Огромное значение в его лирике уделяется системе метафор в рамках одного художественного текста: обозначаемая дистанция между лирическим героем и природой тождественна дистанции между обозначающим и обозначаемым, знаком и то, что за ним скрывается.
Указание на эти взаимоотношения — авторская стратегия Н.И. Годины, позволяющая вариативно художественно реализовать тот или иной образ.
Пространственные, символические, художественные координаты для южноуральского автора становятся полем для творческой работы, по актуализации смыслов в едва уловимые промежутки времени, что, во-первых, и делает его поэзию регионально ориентированной, а во-вторых, позволяет его вписать в общий литературный процесс России как автора традиционной «школы».
Библиографический список:
- Петровская, Е. В. Теория образа / Е. В. Петровская. — М.: РГГУ, 2012. — C. 16.
- Ильинская Е. Л. Образы в литературе: Типология и художественная функция. — М.: Издательство Московского университета, 2015.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика : В 4 т. — М. : Искусство. — Т. 1. — 1969. — 326 с.