Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Бестиарий А.Маниченко

«Моя задача — мир не описать,
но воссоздать, а, может быть, создать»:
трансформация жанра бестиария в поэзии А. Маниченко 

Жанр бестиария, «представляющий собой средневековый литературный жанр, каталогизированное описание внешнего вида и повадок животных» (как реальных, так и вымышленных), а также растений и минералов, знаком читателям с давних времен [2]. Однако в отечественной поэзии бестиарий приобрел новое значение и стал описанием не только физических свойств животных, но и их символических значений. То есть животные становятся не только объектами описания, но и символами, образующими новые смысловые связи, олицетворениями разных человеческих качеств и эмоций, а также средством выражения авторских мыслей.

В отечественной поэзии трансформация жанра происходила на протяжении нескольких столетий. В русской поэзии животные часто служили символами различных человеческих качеств. Например, в произведении «Слово о полку Игореве», сокол означает свободу, бык – отвагу и смелость. Так, образы животных придавали красочность повествованию и помогали передать характеристики и качества героев. В XVIII веке И. А. Крылов использовал прием аллегории в баснях, наделяя животных определенными чертами характера и особенностями поведения, сравнивая их с людьми, тем самым завуалированно высмеивая человеческие недостатки. В XIX веке бестиарий также использовался для изображения эмоций и чувств. В произведении Ф. И. Тютчева «Лебедь», орел означал смелость и активность, а лебедь – спокойствие, умиротворение. В современной отечественной поэзии жанр продолжает трансформироваться. К примеру, видоизменение современного бестиария исследует А. С. Бокарев в работе «»Бестиарий» А. Цветкова. Опыт прочтения «детских» стихов в контексте «взрослой» лирики поэта». В исследовании описывается «двойственность» текстов: «…образы природы в творчестве Цветкова становятся средством создания дополнительного имплицитного смысла» [1]. В книге А. Цветкова «Бестиарий. Стихи и истории о зверях ужасных и удивительных» часто присутствует абсурдное, юмористическое описание животных («Зубы крепкие на зависть, / Мощных лап не зацепи! / Кровожадный хищник заяц / Ходит-бродит по цепи»). Бестиарий продолжает развиваться в отечественной поэзии, отражая попытки поэтов познать и объяснить мир с помощью образов животных.

Бестиарий А. Маниченко

Одним из примеров трансформации бестиария в современной отечественной поэзии является сборник Александра Маниченко «Бестиарий», который вышел в 2019 году. Нужно отметить, что сборник отличается от классических средневековых бестиариев. К примеру, Рочестерский бестиарий (Англия, XIII век) представляющий собой «иллюстрированный средневековый манускрипт, в котором присутствует описание внешнего вида как настоящих, так и вымышленных животных, а также небольшой трактат о камнях» [4]. По большей части, животные в книге отличаются от реальных. В качестве примера, представлены изображения из Рочестерского бестиария, на которых животные имеют несвойственные им оттенки, форму и т. д. Рис. 1-2:

Рисунок 1.

Рисунок 2.

В сборнике А. Маниченко нет вымышленных животных. Он состоит из нескольких стихотворений, в каждом из которых описываются небольшие животные, птицы, насекомые. Каждое произведение сопровождается иллюстрациями. В качестве примера приведено изображение цикады из сборника. Рис. 3:

Рисунок 3.

Если говорить об идеи, то она прослеживается уже в первом и втором стихотворении: это возможность через творчество запечатлеть мимолетные моменты жизни:

Неужто всё забудется, и всё?

Всё пропадёт без всякого следа

в какое-то нигде и никогда,

сгорит и растворится, или что?

 

Нет, если их я буду сохранять,

запоминать и в памяти держать,

рассказывать, какие они были.

Я буду их свидетель и словарь,

их предпоследняя надежда и фонарь

в закатной — я хотел сказать, конечной, —

непрозрачной пыли [3, с. 2]. 

В первом стихотворении, герой рассуждает о недолговечности мира («всё мимолетно, всё недолговечно»). И через творчество он стремится сохранить, увековечить небольшие моменты из жизни («теперь мы вас надолго сохраним. Вы победили. Бесконечны ваши жизни»). То есть, рассуждая о недолговечности, мимолётности, герой пытается найти решение проблемы. И решением становится творчество, с помощью которого он может запоминать и сохранять.

Далее идёт описание животных.  Каждое из них становится аллегорией на человеческую жизнь, те или иные ситуации, эмоции или чувства. Например, в произведении, описывающем синицу, повествуется об убеждениях, ограничивающих жизнь, про проявление себя:

удивила себя синичка не ожидала

от себя что среди переполненного вокзала

между ворон задумчивых и воробьев нахальных

вдруг запоет…»;

«синичке кажется что она чжуан-цзы которому снится что он синичка

которой кажется что мелодия ее проста [3, с. 11].

Также, с помощью перенесения человеческих свойств и качеств на животных мы можем увидеть двойственность теста. Например: «ворона плачет…», «цикада поет слова любви», «уронила белочка орех потеряла белочка себя», «удивила синичка себя…ей кажется что мелодия ее проста» и т. д. Таким образом, в «Бестиарии» присутствует стремление установить аналогию между человеком и животным. В сборнике животные не рассматриваются сами по себе, они взаимодействуют тем или иным образом с человеком.

Последние два стихотворения подытоживают весь сборник, в них лирический герой делает вывод, который перекликается с тем, о чем он говорил вначале: это желание победить течение времени, стремление увековечить, сохранить:

Вы победили.

Бесконечны ваши жизни [3, с. 19].

Подводя итог, скажем, что сборник «Бестиарий» продолжает традиции жанра и вместе с этим в сборнике трансформация происходит, когда поэт использует символику животных для передачи эмоций, идей в своем произведении. Помимо этого, создание образа поэта-творца выражает одну из главных идей сборника – бессмертие поэта в его творчестве. То есть, через описания животных герой стремится сохранить и увековечить частицу мира. И именно поэзия становится способом достижения бессмертия.

Библиографический список

  1. Бокарев, А. С. «Бестиарий» А. Цветкова. Опыт прочтения «детских» стихов в контексте «взрослой» лирики поэта / А. С. Бокарев. – URL: https://studylib.ru/doc/3726282/«bestiarij»-a.cvetkova.-opyt-prochteniya-«detskih»-stihov-v (дата обращения: 25.12.2023).
  2. Большая российская энциклопедия 2004-2019 / old.bigenc.ru. – URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/1862379 (дата обращения: 03.11.2023).
  3. Маниченко, А. Бестиарий / А. Маниченко. – Челябинск, 2019. – 31 с.
  4. Рочестерский бестиарий / wikibrief.org. – URL: https://ru.wikibrief.org/wiki/Rochester_Bestiary (дата обращения: 18.11.2023).