Виртуальный музей писателей
Южного Урала

Городские мотивы Н.Санниковой

Городские мотивы и образы в поэзии Наталии Санниковой

Городские мотивы и образы в поэзии Наталии Санниковой интересны тем, что это не просто размышления о природе, но и попытка передать состояние души. В ее стихах присутствует не только любовь к земле и людям, живущим на ней, но и глубокая вера в то, что жизнь человека, и в частности женщины, — это не только труд и заботы, но еще и большая радость. И эта радость у каждого своя. Поэт не может не видеть, как меняется мир, в котором мы живем. Он видит перемены, происходящие в людях, в их взаимоотношениях [1].

Поэты «лианозовской школы» — Е. Кропивницкий, Я. Сатуновский, В. Некрасов и другие – сделали в русской литературе очень важное открытие. Они показали, что стихи не обязаны быть выражением высоких, «привилегированных» переживаний и мыслей. Не меньшее — а скорее всего, и большее — значение для современного человека имеет выявление скрытого, незамеченного смысла вроде бы обычных состояний, которые знакомы — но не казались достойными описания [2].

Наталия Санникова наследует этой линии в развитии русской литературы. Но она и преобразовала «лианозовскую» традицию. В её стихах каждое событие словно бы отбрасывает тени в разные стороны, говорит не только о том, что произошло, но и о том, что могло бы произойти — или не могло. [1].

Наталия Санникова пишет, зная о том, что состояние тяги в несостоявшуюся жизнь уже воссоздано до неё («Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Меня, как реку…» А. Ахматовой). Новизна того, что она говорит, — иная: это способность всегда показывать повседневные дела как пульсацию несвершённых возможностей и вариантов.

Также городские мотивы и образы в поэзии Наталии Санниковой интересны тем, что в них отражается жизнь и душа города, его прошлое и настоящее, а также то, как город и его жители, по мнению автора, воспринимают действительность. В этом смысле они очень созвучны поэтической линии, которую в последние годы ведет поэтесса Елена Елагина. Она не только пишет о том, что происходит в городе, но и старается увидеть за обыденным — необычное. Для этого она использует поэтические формы и приемы, характерные для современной городской лирики, такие как метафора, инверсия, антитеза, парцелляция, а также создает собственные стихотворные формулы, которые можно встретить в ее текстах. В этом и заключается своеобразие ее поэтического стиля.  У большинства сюжетов её стихотворений есть лицо и изнанка. Лицо, которое обёрнуто к внешнему миру, — это невольная полуцитатность переживания любого человека, даже не обязательно начитанного: стихи не все помнят, однако кино смотрят многие. Повседневные сцены легко сравнить с кадрами из фильма. Но всё же и известные стихи могут играть роль камертона или рамки, в которой осмысляют себя персонажи. Когда героиня Санниковой мысленно обращается к сыну, она невольно начинает подстраиваться под интонацию А. А. Блока («Когда вы стоите на моём пути…») — и автор это видит и словно бы сочувственно подпевает за кадром, чуть-чуть акцентируя ритмическое сходство. Если эту цитатность поддержать, чуть выделить курсивом – она помогает выстоять среди хаоса. Героиня произносит: «Не ищи меня, пожалуйста», – и тут же вспоминает, что это из песни Веры Матвеевой. «Белая мёртвая женщина» – сестра «белым мёртвым мужчинам», поэтам классического канона, которые говорят с библиотечных полок неизвестно кому, в пространство [2].

Городские мотивы не утратили актуальности и сегодня:

Запущен в небо город-город, как будто бы ракета.

Как будто бы в него со всех сторон летят ракеты.

И в каждом доме есть окно, в котором я живу, И я его люблю за то, что я в него смотрю.

Городские мотивы и образы в поэзии Наталии Санниковой примечательны тем, что их можно воспринимать и как самостоятельные произведения, и как части целого. В сборнике представлены стихи разных лет: лирические зарисовки, лирика, поэтические миниатюры. Есть стихи о красоте города, о природе, размышления об одиночестве, любви, искусстве, о том, как надо жить в этом мире. И в то же время — стихи-картины, стихи-настроения, которые передают настроение, состояние души автора. При всем при этом они отражают город, в котором она живет. Как и большинство современных авторов, она пишет о том, что близко, знакомо, пережито лично. Ее стихи искренни, не затейливы, но порой так трогательны и пронзительны, что оставляют след в памяти, хочется перечитать еще раз. В ее стихах всегда много эмоций и чувств, они как будто рождаются из глубин души и сердца, и, может быть, именно поэтому читатель, слушая стихи, как правило, понимает автора без слов, интуитивно [2].

Вместе передняя и задняя стороны сообщают, что повседневное существование не бессмысленно, пока вы пытаетесь протянуть руку другим, быть открытыми. Этот способ обращения к другим подобен езде на велосипеде: если вы перестанете крутить педали, вы упадете. Стихотворение «Катя и Лена, купите телевизор» на самом деле не о телевидении или кино. Речь идет о попытках собрать и услышать изображения, которые звучат и играют на чужих экранах, в труднодоступных квартирах, самостоятельно [3].

Это, конечно, прямой намёк на хрестоматийное стихотворение М. Цветаевой «Идёшь, на меня похожий…» — опять скрытая цитата.

Но за Цветаевой здесь тенью проступает совсем другой, давний поэт и совсем другая эпитафия – Франсуа Вийон, «Баллада повешенных».

Персонаж в этой балладе — один из многих приговоренных к смерти. Героиня соглашается вступить в те же социальные ряды, что и злодейские палачи и лунатики провинциального «сумасшедшего дома»: одна из многих, неважно кто. Русская женщина средних лет, которая читает, где бы она ни жила, ее опыт ничем не примечателен, хотя она и говорит о написании стихов.

Мы никуда не едем, сегодня ещё не едем,

завтра будет неважно, не страшно, никто не вспомнит,

чей или мой это голос звучал под небом.

Такая позиция имеет большой соблазн: если главная героиня — кто угодно, «обычная женщина», которая устраивает дела со своими детьми, мужем и свекровью и каждый день готовит обед, то легко думать, что это несомненно общее, объединяющее людей, является самым важным, а другие, индивидуальные — неинтересными различиями. Санникова избегает этого соблазна, особенно в лучших своих стихах. Это, безусловно, разрывает популистскую связь между образами «неизвестного» и «простого» человека. Незнакомый, вроде бы ничем не примечательный — да, но не простой. Героиня Санниковой — психологически и культурно сложный и необычный человек, основанный на убеждении, что окружающие ее люди менее сложны. В его стихах психологическая нетривиальность ложится в основу человеческих отношений.

Важнейший аспект человеческой уникальности — время: герои Санниковой помнят все, и цитаты, и разговоры, и то, как пять лет назад выпал снег. У каждого свой снег прошлого, и каждому есть с чем его сравнивать. Просто надо подумать и вспомнить.

В стихах Санниковой периодически встречается малозаметный ритмический жест: выделяется ритмический или грамматический отголосок в чужих стихах или песне, а затем начинает меняться ритм, теряется четкость связи, тратится усилие на запоминание и установление связи словно растворяется в окружающем пространстве. Главный скрытый порыв стихов Санниковой — сохранить то, что окружает ее героиню, все то, что мало кому известно: человеческие отношения, улучшение жизни, устроение культуры мироздания. Желание сэкономить становится менее концентрированным, чем было изначально. Но остается необходимым — и каждый раз Санникова начинает снова с «трюка сострадания» (Л. Горалик). И уловка удалась: неведомые жизни были спасены и согреты. Даже героиня ее стихов отпускает кого-то и долго говорит «я не знаю / как иначе / объяснить» — и от этого, как это ни парадоксально, рождается надежда. В стихотворении говорится, что характер его печален, что даже отправителю — и особенно ему — нужно сочувствие. Такие стихи — как путешествие сквозь бесконечную метель к дальнему обитаемому жилью и ночлегу. Себя не помнишь, а огонёк видишь. Он мигает, но не гаснет.

Городские мотивы и образы в поэзии Наталии Санниковой при всем при этом отражают город, который автор с любовью называет своей родиной. Для нее важна не только красота города, но и его история, которая, по мнению самой поэтессы, «далека от совершенства». В стихах Наталии часто встречаются размышления о смысле жизни, о том, что ее ждет в будущем, а также темы любви и взаимоотношений между людьми.

Городские пейзажи, городские запахи, городской фольклор, городской язык, который она использует в своих стихах, — все это сливается в единое целое. Но не это главное. Городские мотивы поэзии Наталии Санниковой характеризуются, в первую очередь, своей эмоциональностью. Это то, что обычно называют «лирический герой», то есть человек, который воспринимает и переживает действительность. В лирике Санниковой преобладают темы любви и дружбы, природы и города, а также темы, отражающие особенности ее восприятия: чувство юмора, ирония, сарказм.

Многие стихи Наталии Санниковой посвящены конкретным городам: Каменску, Екатеринбургу, Перми, Челябинску… Разберем некоторые из них.

Стихи про Каменск: Далекий город засыпает мирным сном

Мало известно о поэтах, которые одинаково уверенно чувствуют себя как в мире сюжетных повествований, так и в области лирических монологов. Еще более редко литераторы обладают умением «изменять, не изменяя». Они могут абсолютно доверять повседневной речи, придавая своим словам естественную форму и человеческую интонацию, и в то же время говорить с читателем на его собственном языке. Это свойство является качеством, которое отмечает немногих.

Такие поэты могут погрузить читателя в сюжет своих стихов, заставляя его сопереживать героям и их историям, а затем переходить к лирическим моментам, где своими словами описывают свои собственные чувства и переживания. Эта способность к игре слов позволяет им создавать произведения, которые глубоко касаются сердец читателей, сохраняя при этом естественность и легкость общения:

Далекий город засыпает мирным сном,

Но кое-где гуляют день рожденья.

На перекрестках суета поулеглась,

И светофор моргает желтым глазом,

Как будто нехотя поддерживает связь

Дорожного движения с горгазом.

В этом стихотворении, Наталья Санникова рисует бытовой портрет Каменска. Она описывает город как место, где время замирает на крошечном временном отрезке, как будто вся жизнь умещается в несколько секунд, пока звучит ее стихотворение. Каменск изображается как далекий город, засыпающий мирным сном, но при этом в нем гуляют дни рождения, что символизирует наличие жизни и событий даже в таком спокойном месте.

На перекрестках города видна суета, но она постепенно утихает, и светофор моргает желтым глазом, словно выполняя свою роль в поддержании связи дорожного движения с инфраструктурой (горгазом). Это создает образ живого и одновременно спокойного города, который пронизан дыханием времени, но сохраняет свою уникальность и характер.

Жизненное пространство под повседневностью — это место, где личное стремление Санниковой к поэзии перестает быть литературным и пытается уйти от литературы, с полным пониманием того, что успех этого усилия означает немота.

Стихи про Екатеринбург: Стихают обыденной речи простые нотки

В следующем стихотворении Наталья Санникова обращается к городу Екатеринбургу, и можно заметить, что она относится к нему с некоторой тоской и ностальгией. Давайте рассмотрим текст стихотворения и проведем анализ.

Так в доме, едва обедневшем вечерним гостем,

шуршит занавеска, раскрытая сквозняком,

и просится тусклое небо в короткий проём,

сошедшее в город на сломанной тонкой трости

дождя – проходи, говорю, допоём.

Н. Санникова описывает город (Екатеринбург) как место, где ей приходится быть «вечерним гостем». Это может указывать на то, что она чувствует себя чужой или незнакомой в этом городе. Описание занавески, шуршащей под воздействием сквозняка, может символизировать нестабильность и переменчивость в городе, а также внутренние колебания поэтессы.

«Тусклое небо» в проёме, которое «сошло на сломанной тонкой трости дождя», может отражать меланхолию и тоску, которые она испытывает по отношению к городу и погоде. Тусклость и дождь могут указывать на серость и монотонность городской жизни. Приглашение «допоём» может быть попыткой поэтессы найти утешение или отвлечься от своих внутренних переживаний и невзгод.

Стихотворение выражает сложные эмоции и отношение Натальи Санниковой к городу Екатеринбургу. Она может чувствовать себя как временным гостем в этом городе, испытывать ностальгию и тоску, но также искать способы насладиться моментом и найти утешение в моментальном удовольствии, которое может дарить город.

Стихи о Перми: здесь уникальные фильмы, которые больше нигде не посмотришь 

Пермь, как местность, воспринимается поэтессой как сложный объект культурного и природного пейзажа, который подвергается переосмыслению и трансформации через призму ее поэтической визии. Поэтесса стремится выразить свое восприятие Перми через метафорические и символические образы, что делает ее представление о городе более глубоким и многогранным.

а кому посчастливится

составят закрытую секту

уйдут в спальные районы

где никто никого не знает

и окна светят одинаковым синим светом

редкие посвящённые

станут добывать слова из воздуха

записывать их в облаках

С использованием сравнений и символов, она может видеть Пермь как место, где история и современность переплетаются, как занавеску, раскрытую сквозняком, символизируя перемены и нестабильность. Тусклое небо в коротком проеме, сошедшее в город на сломанной тонкой трости дождя, может олицетворять меланхолию и ностальгию по прошлым временам, а также символизировать внутренние колебания и переживания поэтессы.

В ее стихотворениях Пермь может стать местом, где прошлое и настоящее соединяются в гармонии, а также местом, где она ищет утешение и вдохновение в сложной реальности городской жизни. Поэтесса может использовать свою призму взгляда, чтобы создать глубокие и символичные образы, которые отражают ее восприятие и чувства по отношению к Перми.

Стихи про Челябинск: Узнаю по слезе лицо и по звуку речь

Челябинск в поэтическом творчестве поэтессы является объектом культурного и природного интереса, который она воспринимает и описывает в своих стихотворениях. В своей поэзии она стремится придать городу особое значение и символическую глубину через использование метафор и символов, что делает ее представление о Челябинске богатым и многогранным.

Челябинск представлен поэтессой как место, где история и современность переплетаются в единой гармонии. В ее стихотворениях город может символизировать не только физическое местоположение, но и культурную память и национальное наследие. Она может использовать образы зданий, улиц и природы, чтобы создать глубокие и символичные образы, отражающие свое восприятие города.

Городские жители, точно птицы,

пробегают, нахохлившись, сквозь дворы

в поисках, где бы остановиться.

Я останавливаюсь где-нибудь в трёх шагах

от дверного проёма, угаданного по сквозняку,

и проверяю память на первый страх

темноты. Всё, что всплывает в мозгу,-

несколько нот из песни, выученной давно,

так что не вспомнить слов (да и не надо);

Поэтесса может видеть Челябинск как место, где природа и человеческая деятельность взаимодействуют и сливаются воедино. Она может описывать природу в окрестностях города, используя образы лесов, рек и гор, чтобы выразить свое восхищение и уважение к природной красоте региона. В то же время, она может подчеркивать современные аспекты жизни в Челябинске, такие как инфраструктура, транспорт и городская суета.

Челябинск в поэзии поэтессы может стать местом, где прошлое и настоящее соединяются в уникальной симфонии, и где она находит вдохновение для своего творчества. Ее поэтический взгляд на этот город может помочь раскрыть глубокие и многозначительные аспекты городской жизни и природы в этом регионе.

Главное, что на фоне городской жизни в стихах Санниковой раскрывается душа человека, его переживания, чувства. Лирический герой поэта — активный участник социального и природного бытия, переживающий события и явления с позиций собственной «личности», наделенной особыми качествами и способностями, обладающей опытом взаимодействия с миром. В пейзажной лирике Санниковой описывается «красота земли и неба» (в стихотворении «Я не могу без тебя дышать…»). Это позволяет автору в своих стихотворениях говорить о городе как о своеобразном микромире, где все взаимосвязано, где существуют свои законы и правила. В этом мире все имеет свое назначение, все подчиняется законам природы, и в этом смысле город можно рассматривать как место, где реализуется принцип «здесь и теперь», где «все на месте». Городские мотивы характеризуются высокой степенью рефлексии. Поэт пристально изучает жизнь, не упуская ни одной детали, и в то же время наблюдает за ней со стороны. В её стихах есть философская глубина, а в их композиции — изящество и лёгкость. Творчество поэтессы — это попытка понять жизнь во всех её проявлениях, «понять и принять» её. В стихах поэтессы много восклицаний, они наполнены эмоциями. Наталия Санникова — поэт, которому не чужды размышления о смысле человеческой жизни, о природе человека, любви, творчестве, счастье. Поэт размышляет о том, что человек может быть счастлив только тогда, когда он любит, когда у него есть любимые и друзья.

Это — и «городской романс», и романтическое путешествие, и городская лирика, и городской пейзаж, и городские сцены, и даже городские герои. Однако главное в поэзии Натальи Санниковой — это городская тема, которая является постоянной и основной для всего ее творчества, как и для творчества многих поэтов «серебряного века».

Библиографический список

  1. Колядко, С. В. Эмотивный анализ поэтического произведения / С. В. Колядко // Верхневолжский филологический вестник. – 2021. – № 1(24)  – С. 45-51.
  2. Санникова, Н. Все, кого ты любишь, попадают в беду: Песни среднего возраста / Предисл. И. Кукулина. – М.: Воймега, 2015. – 80 с.
  3. Северская, О. И. «Языковые игры» современной поэзии / О. И. Северская // Общественные науки и современность. – 2018. – № 5. – С. 159-168.